Американские нефтяники не собираются сидеть сложа руки и ждать, пока в Белый дом придет Джо Байден, с которым у них связаны самые мрачные ожидания. За месяц до президентских выборов нефтяное лобби перешло к активным действиям. Материал подготовлен Институтом развития технологий ТЭК (ИРТТЭК) специально для ИА REX.
В ход пошла тяжелая артиллерия. Американский институт нефти, который аналитики называют самым влиятельным коллективным лоббистом интересов нефтяной отрасли, запустил рекламную компанию. Серия 30-секундных роликов обошлась API в семизначную сумму, утверждает агентство Axios со ссылкой на свои источники. Распространяться они будут в так называемых «колеблющихся штатах» (Swing States), избиратели которых еще не сделали однозначного выбора в пользу того или иного кандидата – Мичигане, Флориде, Пенсильвании, Огайо Аризоне, Колорадо, Северной Каролине и Миннесоте.
А у нас природный газ
Упор в роликах делается на двух вещах. Первая – пропаганда природного газа как экологически безопасного и эффективного топлива. Вторая – необходимость доступа нефтегазодобывающих компаний в регионы, где Джо Байден в случае своего избрание может запретить бурение.
Напрямую выборы не упоминаются. Так, один из роликов рассказывает о сотнях тысяч рабочих мест, который будут потеряны в случае реализации одного из предложений Байдена – запрета на заключение новых договоров аренды федеральных земель нефтегазовыми компаниями. Например, в Нью-Мексико, где больше половины всех буровых работ происходит на федеральных участках, под сокращение могут попасть 62 тыс. человек. Углеводороды, добытые на федеральных землях и водных ресурсах, играют важную роль в энергетике Америки, составляя 12% добычи природного газа и 22% добычи нефти.
В другом ролике та же мера связывается с сокращением ассигнований, выделяемых штатами на содержание школ. Третий восхваляет преимущества газа в борьбе с климатическими изменениями. Четвертый утверждает, что недавние веерные отключения электроэнергии в Калифорнии связаны с отказом от использования газовой генерации.
Общий пафос всей компании – борьба с глобальным потеплением вполне совместима с развитием нефтегазовой отрасли, рассказал Axios президент API Майк Соммерс. «Почему мы должны выбирать между чистым воздухом и рабочими местами, если можно иметь и то, и другое?», - говорит персонаж одного из роликов.
Зеленое знамя победы
Причины, по которым американские нефтяники включились в предвыборную борьбу с неожиданной климатической повесткой, очевидны. Борьба с парниковыми выбросами и изменением климата, и ранее крайне популярная в развитых странах, в последнее время приобрела невиданный размах. О планах декарбонизации объявляют не только страны Евросоюза, но и нефтегазовые компании, такие как Shell и Total.
Джо Байден в случае своей победы пообещал запустить масштабный план «озеленения» американской экономики, потратив на это $2 трлн в течение первого президентского срока (до 2024 года). В перечень мер входят реформа энергетического сектора, развитие электротранспорта (как частного, так и общественного, включая железнодорожный), повышение энергоэффективности жилищно-коммунальной сферы (утепление домов, переход на энергосберегающие технологии), поощрение национальных разработок в сфере альтернативной генерации и хранения энергии и их быстрой коммерциализации. Все это сопровождается обещаниями налоговых льгот и прогнозами создания новых рабочих мест (только в автоиндустрии не менее 1 млн).
Эпидемия коронавируса сделала избирателей крайне чувствительными к вопросам экологии, так что такие обещания могут склонить на сторону Байдена многих сомневающихся. Хотя от некоторых особо радикальных шагов ему все же пришлось отказаться. Например, ранее кандидат от демократов заявлял, что, придя к власти, полностью запретит проведение операций гидроразрыва. Сейчас Байден утверждает, что имел в виду лишь необходимость соблюдения мер экологической безопасности при ГРП. Видимо, ему объяснили, что в случае такого запрета добыча сланцевой нефти упадёт с 8,5 млн б/с в марте 2020 до 3 млн б/с к концу 2023 г. 60% нефтяников потеряют работу.
Смена риторики призвана привлечь на сторону кандидата от демократов колеблющихся избирателей, связанных с нефтегазовым комплексом. В свою очередь, рекламная кампания API направлена на то, чтобы убедить неопределившихся американцев, что, голосуя «против нефти», они не обязательно выбирают светлое будущее. Кто окажется убедительнее, узнаем через месяц.