Развязывая торговую войну с Китаем, президент США Дональд Трамп проигнорировал многие моменты, в том числе зависимость Запада от «Поднебесной» в области высоких технологий. Причем речь идет не о производстве электроники, а о редкоземельных металлах (РЗМ).
Сегодня США, ЕС и Австралия заняты развитием добычи и обработки этих материалов. Но такой процесс занимает годы и требует вложения колоссальных средств. Сможет ли Запад избавиться от зависимости от китайских редкоземельных металлов?
Мировые запасы против США
На территории Китая расположено 38% запасов РЗМ, еще по 19% – во Вьетнаме и в Бразилии, 10% – в России. Но на территории нашей страны реальная добыча идет только в Мурманской области на Ловозерском месторождении, а производство этих материалов составляет лишь 1,3% от общемирового. У Китая такой показатель превышает 63%. При этом доля мировых поставок РЗМ у Пекина составляет 77%.
Но для России такое положение дел не критично, ведь отношения с КНР у нее достаточно стабильные. О западных странах такого сказать нельзя. США упорно пытаются «выстрелить себе в ногу», подрывая отношения с Пекином и рискуя лишить себя китайских редкоземельных металлов.
Именно поэтому администрация Трампа в 2020 году выделила 209 млн долларов на развитие добычи РЗМ. Пентагон активно финансирует компании, ведущие разработки редкоземельных металлов в Калифорнии и Техасе. Правительство США планирует возобновить работу на крупнейшем в стране месторождении Маунтин-Пасс.
Уничтожить китайскую монополию не получится
Избавиться от зависимости от КНР в области высоких технологий планируют не только США, но и Европа с Австралией. Причем именно на Канберру Запад возлагает основные надежды. В этой стране содержится одна шестая часть мировых запасов редкоземельных металлов. Но их нужно еще добыть и обработать, а это очень рискованно.
Напомним, единственный крупный производитель РЗМ в США (горнодобывающая корпорация Molycorp) обанкротился еще в 2015 году. К финансовым рискам добавляется сложность производства редкоземельных металлов. Специалистов, умеющих работать в этой области, очень мало. Основные технологии добычи и обработки находятся у китайцев, которые развивают эту отрасль с 90-х годов прошлого века.
Сегодня Запад пытается соскочить с «редкоземельной иглы» Китая. Но только для запуска подобного проекта нужно не меньше 10 лет и более миллиарда долларов инвестиций. Причем гарантий успеха никто не даст. При этом Россия, имея хорошие отношения с Китаем, может позволить себе спокойно развивать эту отрасль, не рискуя потерей миллиардов долларов.
Илья Круглей