Дальневосточное турне Михаила Мишустина продемонстрировало верховной власти ряд острых региональных проблем, которые на бумаге выглядят как сухие цифры статистики. На месте же дела обстоят совершенно иначе.
Именно поэтому чиновникам федерального уровня важно не терять связь с «землей», совершая регулярные визиты в регионы. По итогам своей дальневосточной поездки Мишустин уже сформировал ряд поручений, которые будут реализовываться профильными вице-премьерами.
Однако на одну проблему стоит обратить особое внимание, поскольку она является актуальной для всей России, а не только для Дальнего Востока. Речь идёт о газификации территорий. Не секрет, что уровень газификации в России составляет порядка 70%. То есть чуть менее трети территорий не обеспечены дешёвой энергией.
Экономически невыгодно
При этом не стоит заниматься популизмом, заявляя, что власть не обращает внимание на данную проблему, вынуждая граждан платить огромные деньги за дорогой мазут и иное топливо.
Медленные темпы газификации страны имеют объективные причины. Если бы у правительства имелась волшебная кнопка, нажав на которую можно было бы добиться быстрого результата в этом вопросе, то Кремль непременно ей бы воспользовался. Огромная территория России – безусловно, наше достояние. Однако она приносит и свои издержки. Большое количество населённых пунктов отдалено от центров деловой активности. Тащить тысячи километров газопровода через тундру или тайгу для снабжения пары-тройки малых городов/посёлков не имеет никакого смысла. Это именно тот случай, когда можно заявить: «экономически невыгодно». Да, популисты вроде Николая Платошкина в очередной раз прогонят мантру о злых олигархах, о зарплатах топ-менеджеров, яхтах/виллах и т. д., однако к описываемой проблеме всё это не будет иметь никакого отношения.
Даже в Советском Союзе, о котором так ностальгируют левопопулисты, тянуть трубопроводы в отдалённые населённые пункты не спешили.
При этом точечные территории действительно нуждаются в подключении к магистральным газопроводам. Например, город Красноярск, который имеет угольную генерацию. Переход Красноярска на газ, во-первых, улучшит экологическую обстановку, во-вторых, не потребует безвозвратных многомиллиардных вложений. Но случай этого сибирского города является, скорее, исключением из правил.
Да будет газ
Отсутствие возможности эффективной газификации всей российской территории вовсе не означает, что проблема должна быть отложена в долгий ящик. Необходимо искать иные методы. И, судя по всему, подобное решение Мишустин нашёл. Развитие в России СПГ-отрасли открывает новые возможности не только для отечественного экспорта, но и для газификации ряда регионов страны. В первую очередь, имеющих выход к морю. Строительство СПГ-терминалов и прочей инфраструктуры позволит отказаться от дорогостоящих проектов прокладки трубопроводов. Конечно, более всего в этом нуждаются регионы Дальнего Востока. Но не следует забывать и о северных территориях, которые зачастую обделены вниманием.
По итогам своей дальневосточной поездки Михаил Мишустин дал поручение проработать проект газификации Камчатского края и некоторых районов Хабаровского края на основе СПГ. Возникает справедливый вопрос: что мешало заниматься этим раньше? Ответ достаточно простой. До некоторого времени Россия практически не производила СПГ. Соответствующих заводов, за исключением «Сахалина-2″ мощностью 9,6 млн тонн в год, в России не было. Теперь же введён в эксплуатацию Ямал СПГ (16,5 млн тонн), строится Арктик СПГ-2 (18 млн тонн), проходят экспертизу проекты Обского СПГ (5 млн тонн) и Балтийского СПГ (15 млн тонн). Реализация всех этих проектов позволит России войти в топ-5 стран-производителей сжиженного природного газа. Соответственно, голубое топливо может не только отправляться на экспорт, но и идти на внутреннее потребление.
Так, в скором времени генерация на Камчатке будет проходить на основе СПГ. Данный пилотный регион выбран не случайно. Помимо вышеописанной проблемы, связанной с удалённостью полуострова, Камчатка рассматривается как важный логистический узел, где будет осуществляться перевалка СПГ с газовозов ледового класса на обычные суда с дальнейшей отправкой в страны юго-восточной Азии. То есть соответствующая инфраструктура в Камчатком крае уже возводится и будет использоваться не только для экспортных поставок, но и для удовлетворения потребностей внутреннего рынка.
Впрочем, по старой русской традиции, реализация любых масштабных планов сталкивается со сложностями уже на начальном этапе. Рассматриваемая тема не стала исключением. Так, во второй раз подряд срывается тендер на строительство морского перегрузочного комплекса СПГ на Камчатке. По плану объект должен быть введён в эксплуатацию в середине 2022 года. Тем не менее за эти несколько месяцев Михаил Мишустин показал, что умеет оперативно решать возникающие вопросы. Поскольку проект газификации Камчатского края и некоторых районов Хабаровского края, а также план развития СПГ-отрасли находится на личном контроле премьер-министра, нет сомнений в том, что им будет уделено особое внимание.
Статус: |
Группа: Публицист
публикаций 5
комментариев 1158
Рейтинг поста:
Вы путаете пропан-бутановую смесь (те привычные с СССР газовые баллоны красного цвета) с СПГ, который был разработан США и внедрены относительно недавно, и это действительно высокие технологии. До СПГ не существовало реального мирового рынка газа, были прямые договора и трубопроводы. Наша технология - уникальная, в северных широтах она резко снижает себестоимость получаемого СПГ. Даю ссылку на ролик, где "разжёвываются" некоторые моменты по рынку СПГ.
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментарий 3041
Рейтинг поста:
Голимое враньё! К нам в Хабаровск СПГ возили, да и возят сейчас, уже многие десятилетия. Как-то покупая баллонный газ для дачи в пункте продаж Хабаровского горгаза поинтересовался откуда его привозят - объяснили что из Омска. В 1971 году я получил свою первую квартиру в Хабаровске и она была газифицирована. Обменялся квартирой в другой район города и она была газифицирована. И только в начале двухтысячных в наш район пришел Сахалинский газ.