Развитие внутреннего туризма является одной из приоритетных задач правительства. Ежегодный импорт туристических услуг в Россию составляет примерно 30 млрд долларов. Разумеется, часть этих денег могла бы оставаться в стране и работать на отечественную экономику. Несмотря на очевидную необходимость развития внутреннего туризма, данным вопросом правительство начало заниматься сравнительно недавно.
Ни для кого не является секретом, что сдерживающим фактором путешествий граждан по стране является отсутствие необходимой инфраструктуры. Начиная от автодорог и аэропортов, заканчивая гостиницами и приведёнными в порядок достопримечательностями. Однако особняком стоит пляжный отдых на юге России, преимущественно в Краснодарском крае и в Крыму. Ведь именно он вступает в прямую конкуренцию с условной Турцией. Если путешествия на Алтай или в Карелию являются, скорее, ещё «нераскрытыми» местами для туризма, то «на моря» наши граждане ездили всегда.
Дороже Испании
Здесь дела обстоят гораздо проще. Инфраструктура находится не в таком запущенном состоянии, как, например, в Псковской области: где-то сохранилось ещё советское наследие, где-то, локально, курорты отстроены с нуля. Возьмём, к примеру, Сочи. По уровню сервиса наша «жемчужина» теперь уже не уступает испанскому Коста-Дорада. Вопрос только в цене. Порой возникает удивление, когда сравниваешь сочинские и испанские цены и видишь, что они, в лучшем случае, сопоставимы. Однако если есть спрос, то остаётся только порадоваться за местный бизнес. Ведь туризм – это явно не та отрасль, где государству нужно искусственно занижать цены. Но условия развития туризма государство создавать обязано.
Главное проблемой отдыха в Краснодарском крае является отсутствие транспортной инфраструктуры, способной «переварить» все туристические потоки. В Крыму данный вопрос с недавних пор перестал быть предметом особой актуальности. Ввод в эксплуатацию Крымского моста и трассы «Таврида» существенно улучшил транспортную доступность полуострова. Теперь Крым каждый год ставит рекорды по количеству принятых туристов. Однако что касается Краснодарского края – здесь с транспортом всё плохо.
В первую очередь проблема заключается в неразвитости сети автодорог. Особенно это касается побережья Чёрного моря, где в пробке можно простоять все 150 км от Джубги до Сочи. Это существенно тормозит развитие прибрежной зоны, вдоль которой проходит также и железная дорога. А ведь строительство туристической инфраструктуры на данной полосе могло бы существенно разгрузить основные точки отдыха Краснодарского края, что позволило бы создать дополнительную конкуренцию. Глядишь, и цены бы чуть снизились.
Сквозь горы
Решение проблемы имеется. Правда, очень дорогое. Речь идёт о проекте «Южный кластер», который обсуждался на недавнем совещании у вице-премьера Андрея Белоусова. План предусматривает строительство новой четырёхполосной автотрассы, а также перенос железной дороги с побережья вглубь материка. Основным препятствием реализации проекта является его цена. Одна только автодорога будет стоить порядка 1,6 трлн рублей. Для 150 км это сумма беспрецедентная. Для сравнения, стоимость 700-километровой трассы Москва – Казань оценивается примерно в 600 млрд рублей. Проблема заключается в том, что трассу придётся прокладывать сквозь горы. Её большую часть составят тоннели. А их прокладка – дело дорогое.
Ещё в 2018 году предыдущее правительство категорически отвергло данный проект, ссылаясь на его дороговизну. Безусловно, в этом есть логика. Но только в том случае, если руководствоваться монетаристской идеологией, когда бюджетные деньги – собранные налоги и нефтегазовые доходы. Но если забыть про либеральный монетаризм, то можно понять, что деньги – инструмент роста, который ограничен лишь экономическим потенциалом. А, значит, их можно напечатать, запустив наперед соответствующие экономические процессы. Однако только в том случае, если их положительный эффект будет очевидным и масштабным.
Нет сомнений в том, что руководствуясь именно этим подходом, Андрей Белоусов поручил проработать проект «Южного кластера» с его последующим включением в Комплексный план модернизации инфраструктуры (КПМИ). Ведь очевидно, что сама по себе трасса как отдельно взятый проект не окупается. Даже если она будет платной, то возврат инвестиций можно будет ожидать не ранее, чем через полвека. Однако косвенные эффекты развития транспортных коммуникаций Краснодарского края огромны.
«Южный кластер» является показательным примером нового подхода правительства к экономической политике государства. Это стратегическое планирование, основанное на рыночных методах. И именно проекты внутреннего туризма являются одними из тех, которые идеально подходят под данную модель. Государство, строя инфраструктуру, создаёт условия для малого и среднего бизнеса, которые действуют уже самостоятельно. В итоге в плюсе все.