Несколько судов, которые могут участвовать в достройке "Северного потока — 2", покинули Калининград. Только ушли не в сторону недостроенного участка газопровода в датских и немецких водах, а в Санкт-Петербург. Очевидно, что завершение проекта в самое ближайшее время не начнется. Это подтверждают оператор "Северного потока — 2" и Датское энергетическое агентство.
После двухмесячного стояния в Калининграде судно обеспечения "Иван Сидоренко" покинуло порт и взяло курс на Санкт-Петербург. По данным навигационного портала Marinetraffic, туда оно должно прибыть 5 сентября. Ранее в Санкт-Петербург ушло другое судно, которое может участвовать в достройке "Северного потока — 2", "Балтийский исследователь", которое принадлежит Морспасслужбе.
В мае — июле "Иван Сидоренко" вместе с другим судном обеспечения "Газпром флота", "Остап Шеремета", совершил переход из Владивостока в Калининград. Их будущее участие в достройке балтийского газопровода подтверждал заместитель секретаря Совета безопасности России Михаил Попов, объясняя "Интерфаксу", почему суда и трубоукладчик "Академик Черский" на всем пути сопровождали российские боевые корабли.
"В рамках строительства газопровода „Северный поток — 2“ корабли Военно-морского флота обеспечивали безопасный переход трубоукладочного судна „Академик Черский“ и судов снабжения „Остап Шеремета“ и „Иван Сидоренко“ из Владивостока в Калининград. Эта мера была обусловлена рисками провокационных действий со стороны отдельных государств", — сказал замсекретаря Совбеза.
В июле суда поменяли собственника на АО "Нобилити", которое, по крайней мере раньше, контролировалось "Газпромом", и представитель компании говорил РБК, что таким образом нивелировали риск санкций США.
В декабре прошлого года вступили в силу американские санкции к судовладельцам, которые предоставляют суда для трубоукладки "Северному потоку — 2", и в "Газпроме" заявили, что завершат проект собственными силами.
27 августа покинул Калининград и "Балтийский исследователь". С 30 августа судно Морспасслужбы находится в Санкт-Петербурге. Оно уже участвовало в строительстве "Северного потока — 2" и, вероятно, присоединится к завершению проекта для мониторинга укладки газопровода, чем раньше занимались иностранные суда.
"В октябре 2017 года мы приобрели многоцелевое судно неограниченного района плавания „Балтийский исследователь“ 2013 года постройки для работ на морском шельфе. Судну всего четыре года, оно в хорошем состоянии, оснащено современным оборудованием. В частности, на судне смонтирована водолазная шахта, благодаря которой можно спускать одновременно до трех водолазов, опустить подводный телеуправляемый аппарат или установить мобильную буровую для инженерных изысканий. Большая площадь грузовой палубы позволяет разместить одновременно контейнерный водолазный комплекс, комплекс ТНПА, специализированное оборудование для ЛАРН, — рассказывал руководитель Морспасслужбы Андрей Хаустов. — Перед тем как поступить к нам в Морспасслужбу, судно предварительно прошло ремонт с переосвидетельствованием под класс РМРС. В конце 2017 года мы задействовали „Балтийский исследователь“ в работах по изучению прокладки подводной трассы „Северного потока — 2“ совместно с компанией „Фертоинг“".
С какой целью "Иван Сидоренко" и "Балтийский исследователь" ушли из Калининграда, для подготовки к строительству или по другим причинам, неизвестно. Известно, что в самое ближайшее время, очевидно, укладка балтийского газопровода не возобновится.
В Датском энергетическом агентстве сообщили EADaily, что обновленный план работ по "Северному потоку — 2" в датских водах еще не получали, не оценивали и не располагают данными о сроках возобновления проекта.
Сам оператор Nord Stream 2 AG продолжает искать необходимые решения для завершения укладки оставшихся 6% газопровода, сообщили в компании. Речь идет об участке в немецких и датских водах, на котором необходимо уложить 160 километров.
"Nord Stream 2 AG, как и компании, поддерживающие проект, уверена, что скорейшее завершение проекта и ввод газопровода в эксплуатацию соответствуют интересам европейских потребителей, интересам энергетической безопасности и экономической конкурентоспособности ЕС, а также способствуют выполнению обязательств ЕС по сохранению климата. О наших дальнейших шагах и планах по возобновлению строительства мы сообщим своевременно", — говорится в ответе Nord Stream 2 AG на запрос EADaily.
Как сообщало EADaily, в конце декабря прошлого года США ввели первые санкции против участников "Северного потока — 2". Под ограничения попали владельцы трубоукладчиков, после чего швейцарская компания Allseas сразу сняла два судна с трассы газопровода и недостроенными остались 160 километров. После этого "Газпром" привел из Находки в Мукран трубоукладчик "Академик Черский" с системой динамического позиционирования, а датский регулятор разрешил использовать на достройке суда с якорным позиционированием, в число которых входит трубоукладочная баржа "Фортуна", которая уже одиннадцать месяцев находится в Германии. Также "Газпром" подтянул в Балтийское море суда, которые обеспечат поддержку достройки газопровода.
Такая ситуация стала неожиданностью для Вашингтона, после чего американские сенаторы начали готовить расширение санкций, а Госдепартамент США сообщил, что теперь под действие закона "О противодействии противникам Америки посредством санкций" попадают и инвесторы "Северного потока — 2".
Расширение санкций по "Северному потоку — 2" угрожает судовладельцам всех видов судов, которые участвуют в проекте. Под удар могут попасть также страховые компании и порты. Кроме того, в одном из законопроектов санкции грозят и фирмам, предоставляющим услуги по испытаниям газопроводов и их сертификации, без чего "Северный поток — 2" запустить будет невозможно. Но в другом варианте его нет.
Как писало в августе американское издание The Foreign Policy, оборонный бюджет, в котором прописаны новые санкции, примут не раньше декабря и "Северный поток — 2" еще могут завершить.
|