Честно говоря думал, что после "святых 90-х" проходимцы из Herbalife исчезли в настоящее время с просторов России. Но я сильно заблуждался. Так получилось, что совсем недавно, по погодным условиям наш самолет не принял Иркутск и отфутболил его в солнечный Улан-Уде. В тот день, в этом маленьком аэропорту, был аншлаг и среди сотен скучающих пассажиров выделялось большое количество людей явно хотевших, что бы их считали "сотрудниками" компании Herbalife. Это были стаканчики, бейджики, косынки, кепки, которые тебе пытались сунуть в руки и заискивающе смотрели в глаза.
Это действительно, какой то нездоровый феномен, так как на протяжении почти 16 лет своего существования в качестве публичной компании, многоуровневая маркетинговая компания Herbalife придерживалась бизнес-модели, которую государственные регулирующие органы в самих США назвали "вводящей в заблуждение". Причем не просто назвали, а еще и документ издали. Ссылка на документ будет внизу под статьей.
Регулирующие органы в документе подробно изложили, как Herbalife ввела в заблуждение своих инвесторов и "сотни тысяч трудолюбивых потребителей стали жертвой обмана", обманутых заявлением компании о том, что вступление в нее в качестве торговых агентов Гербалайф "поставит их на путь почти невообразимого богатства".
А в эту пятницу правительство заявило, что получило от компании признание, что Herbalife одобрила масштабные и систематические коррупционные выплаты китайским правительственным чиновникам в течение десяти лет, в период с 2007 по 2016 год для продвижения своих деловых интересов в Китае.
Herbalife не стал спорить и согласился выплатить США штраф в размере более $123 миллионов для урегулирования обвинений по взяткам в Китае. Кроме этого компания уже заплатила $200 миллионов, в 2016 году, когда Федеральная торговая комиссия обвинила ее за обман более 350 000 потребителей в США, которые потеряли деньги, пытаясь продать продукцию Herbalife.
Наглость этой компании продемонстрировала явную неадекватность правоохранительных органов в Америке, так как суммы штрафов при ее доходах просто смешные.
На практике большинство цепочек прямых маркетинговых продаж заканчиваются довольно быстро. Лишь небольшая часть агентов по продажам вообще зарабатывает деньги, и лишь небольшая горстка становится действительно успешной. Федеральная торговая комиссия (FTC) в иске, поданном в федеральный суд Лос-Анджелеса заявляет, что 80% торговых дистрибьюторов Herbalife вообще не смогли нанять новых торговых агентов и, следовательно, не получили вознаграждения за вербовку. Среди тех, кто смог хоть кого то нанять, не получили вознаграждения 43%, потому что их новобранцы мало купили продукции. По данным FTC, даже среди 13% лучших исполнителей, более половины, получили в 2014 году среднее валовое вознаграждение в размере менее $300. Тем не менее, информационные материалы Herbalife были украшены «изображениями дорогих автомобилей и роскошных особняков».
Тем не менее в 2016 году, Herbalife вошла в ту категорию, которую сейчас в США называют "стала слишком богатой, чтобы ее закрыть". У FTC абсолютно не было ни каких проблем с преследованием и закрытием небольших многоуровневых маркетинговых фирм типа Herbalife, таких как Vemma Nutrition, которую агентство закрыло, заморозив ее банковские счета. Просто Herbalife в 20 раз больше Vemma Nutrition.
Самой большой проблемой является подход правительства США к делам о корпоративных правонарушениях, который заключается в стремлении урегулировать обвинения без принуждения компании к абсолютной откровенности и раскрытия всей преступной схемы.
Урегулирование FTC является прекрасным примером. Агентство заключило сделку на 200 миллионов долларов, позволив Herbalife подписать контракт, не признавая и не отрицая обвинений. Остались только обвинения, которые сами по себе выглядят весьма обтекаемо для рядовых граждан. Хотя FTC в обвинении черным по белому написала, что Herbalife грабил людей, а именно: - "Потребители пострадали и будут нести существенные денежные потери в результате нарушений компанией Раздела 5 (а) Закона о Федеральной торговой комиссии». Это раздел, который запрещает "несправедливые или вводящие в заблуждение действия или практики в коммерции или влияющие на нее".