Пандемия не пощадила ни одну страну: в России произошло снижение экспорта (по нефтепродуктам, например, — на 26%), в Евросоюзе серьезно пострадала жизненно важная для многих стран еврозоны туристическая сфера. Американская экономика под воздействием пандемии также переживает сейчас тяжелейший кризис, едва ли не самый серьезный со времён Великой депрессии 1930-х годов. Федеральная резервная система США прогнозирует рекордное падение ВВП, по стране прокатилась волна банкротств, рухнул рынок труда — безработица достигла 20,5 миллионов человек, что вдвое хуже показателей времён финансового кризиса 2008 года.

Тем временем корпорации-гиганты, такие как четверка Big Tech (Google, Amazon, Facebook, Apple), не просто продолжают зарабатывать миллиарды, но и значительно увеличивают свою прибыль. Ситуация локдауна, когда люди не только оказались заперты дома, но и лишились привычного образа жизни, стала буквально манной небесной для этих гигантов. Ведь они готовы предложить потребителю всё, от товаров первой необходимости до развлечений и образовательных программ, создавая иллюзию «нормальности» даже в аномальном 2020-м.

Мрачные прогнозы Джеффа Безоса и их радужные опровержения

Так, крупнейший интернет-ритейлер Amazon вопреки пессимистичным своего владельца Джеффри (Джеффа) Безоса получил во втором квартале самую высокую прибыль за всю свою 26-летнюю историю существования. Во многом благодаря массовому локдауну и повсеместному закрытию магазинов компания смогла увеличить свой товарооборот на 40% по сравнению с предыдущим годом, — до ошеломляющей цифры в 88,9 миллиардов долларов. Прибыль интернет-гиганта удвоилась, составив в итоге 5,2 миллиарда долларов.

Основатель и главный владелец Amazon, Безос тем не менее ещё недавно счёл нужным предупредить инвесторов о возможных потерях в размере 1,5 млрд. долларов, несмотря на первоначальный рост доходов компании в январе, феврале и марте. Мол, дела в дальнейшем могут пойти намного хуже.

Откуда вдруг такой пессимизм? Безос указал в качестве причин «незапланированные траты»: в связи с бешеным ростом спроса во время пандемии ретейлер был вынужден создать 175 тысяч новых рабочих мест, увеличить почасовую оплату сотрудникам, а также выделить 4 миллиарда долларов на мероприятия по предотвращению распространения covid-19 (дезинфекцию складов, средства индивидуальной защиты для сотрудников и т.д). Ещё 27 миллионов с явным желанием подстелить себе «политической соломки» с учётом нынешней неспокойной обстановки в США были выделены на нужды движения Black Lives Matter (BLM). О чистом альтруизме речь здесь, конечно, не идёт: Безос всегда очень заботился о внешнем соблюдении политкорректности, так что поддержка практически объявленного в этом году «святым и безупречным» движения BLM — всего лишь вложение капитала в репутацию компании.

Однако жизнь значительно скорректировала пессимистичные прогнозы Безоса: глобальная неопределенность с последствиями пандемии точно сыграла в итоге на руку Amazon. Она вызвала панику среди потребителей и спровоцировала серьезный рост спроса. Помог продажам и тот факт, что шоппинг в качестве антистрессовой терапии никто не отменял.

«Джефф Безос доказывает свой блестящий бизнес-талант посреди пандемии коронавируса» — таким заголовком американская CNN обрисовала ситуацию, когда перед самым началом коронавирусной саги Безос продал часть акций Amazon, «избежав потери сотен миллионов долларов для себя». «Сегодня Безос — единственный человек в мире, который стоит больше 100 млрд. долларов», — делает вывод телекомпания CNN.

Откуда все взялось

Каким же образом были достигнуты такие результаты? Amazon была сделана ставка на привлечение новых клиентов и сохранение лояльности старых любой ценой. Моральным credo компании стал старый добрый лозунг «клиент всегда прав». К нему, правда, было сделано важное дополнение: «Он должен быть удовлетворен любой ценой». В соответствии с этим принципом, все спорные ситуации с доставкой разрешаются в пользу заказчика. Но ответственность при этом возлагается на конкретных исполнителей, с которых (а не с Amazon) взыскиваются и все возможные издержки. Все выплаты недовольным заказчикам ложатся на плечи отдельных водителей, которые несут персональную ответственность за доставку грузов. С учётом такого неблагоприятного для рядовых сотрудников компании положения дел мощнейшая логистическая инфраструктура, созданная Amazon, и вправду не оставила конкурентам никаких шансов.

Изнанка Amazon

За парадным фасадом Amazon скрывается вовсе не блестящая, особенно в нравственном отношении, реальность. Уже несколько лет сотрудники компании протестуют против несправедливых, а порой и просто опасных условий своего труда, которые приводят к травмам, увечьям, а иногда и к летальным исходам. Национальный совет США по охране труда недаром включил складские помещения Amazon в так называемую «грязную дюжину» (Dirty Dozen) — реестр наиболее неблагополучных рабочих мест в стране. Сотрудники Amazon жалуются на то, что руководство компании буквально зациклено на показателях эффективности, в результате чего за работниками ведётся постоянная слежка и они не имеют возможности лишний раз отлучиться в туалет. Несмотря на то, что руководство Amazon официально провозгласило главным приоритетом компании безопасность своих сотрудников, люди этой заботы на практике не ощущают. Наоборот, сотрудники регулярно жалуются на то, что рабочие места не оборудованы в соответствии с техникой безопасности. Это приводит зачастую к серьёзным травмам. Компенсацию в случае несчастного случая выбить из компании крайне трудно, а если ее и дают, то размер оказывается мизерным. В ряде складских помещений, по заявлениям работников, во время пандемии не только не проводилась должная дезинфекция, но их сотрудники даже не были обеспечены в достаточном количестве элементарными защитными средствами: масками, перчатками, санитайзерами и т.д.

В марте этого года четверо сенаторов, в числе которых был и кандидат в президенты США Берни Сандерс, обратились с письмом к Безосу, потребовав обратить внимание на неудовлетворительное обеспечение здоровья и безопасности работников. Особое беспокойство сенаторов вызывало положение складских служащих, условия труда которых точно оставляют желать много лучшего. Вот некоторые факты: в Amazon слишком большая нагрузка на сотрудников, которая ещё больше выросла в связи с бешеным ростом спроса во время пандемии; слишком короткий обеденный перерыв; беременным женщинам не предоставляется никаких льгот и особых условий труда. Кроме того, в компании используется сомнительная компьютеризированная система определения эффективности сотрудников. Скажем, работники складов упаковывают в среднем 240 коробок за час, и как только этот показатель падает, система немедленно рекомендует избавиться от «неэффективного сотрудника».

Потогонная система — как в странах третьего мира

Ежегодно под подобное сокращение попадает более 10% сотрудников компании. Человеческий фактор из процесса принятия решений практически исключён, во главу угла ставится идея продуктивности. Сотрудники не имеют возможности отлучиться к врачу в случае необходимости — ведь за смену им положен только один 30-минутный перерыв и два 15-минутных. Также ведётся автоматический учёт времени «бездействия работника» — если какое-то непродолжительное время он ничем не занят, следует автоматическое предупреждение, за которым может последовать увольнение.

Водители, занятые на доставке заказов, всегда несут персональную ответственность за сохранность посылок, в том числе и в почтовых ящиках клиентов. Кроме того, в спорах последних с водителями руководство Amazon всегда принимает сторону клиента. То есть доказать, что посылка была передана заказчику вовремя, если тот утверждает обратное, для водителя практически невозможно. Между тем за накладки с доставкой начисляются штрафные баллы и следует понижение в рейтинге, и как следствие — сокращение количества заказов или полное их отсутствие. Люди попадают в ситуацию постоянного психологического давления и стресса из-за страха лишиться работы. Обо всем этом рассказал в своем расследовании немецкий Der Spiegel.

«Это не какая-нибудь потогонная фабрика далеко за пределами западного мира, это глобальный гигант со складами, работающими у нас здесь, в сердце Англии!» — возмущается британский канал Chanel Four, проведший несколько расследований эксплуатации людей в Amazon.

В ответ на озвученные претензии топ-менеджмент Amazon не устаёт заявлять, что компания якобы имеет наилучшие в отрасли условия и оплату труда, предъявляя общественности жёсткие (на бумаге) требования к безопасности рабочего места. А протестующие, по утверждению Amazon, просто дезинформируют общество и нагнетают страсти, пытаясь нажиться на скандале. Прибыль интернет-гиганта растёт семимильными шагами, однако условия работы сотрудников остаются неизменными.

Big Tech демонстрирует рост

Помимо Amazon, улучшили свои показатели и другие «техномонстры» из большой четвёрки. Оказались в плюсе и Facebook, и Alphabet (головная компания Google), и Apple. Все они превзошли ожидания рынка. Apple объявила о значительном росте спроса на коммуникационное оборудование всех видов в связи с карантинными мерами из-за пандемии коронавируса. В прошлом квартале товарооборот компании вырос на 11% и составил 59,7 миллиардов долларов. Прибыль возросла на 12%, достигнув 11,25 миллиардов долларов.

Alphabet, головная компания Google, продемонстрировала отличные показатели прибыли, также превысив ожидания финансовых аналитиков: во втором квартале ее прибыль возросла на 38,3 миллиарда долларов, в то время как рыночные прогнозы рассматривали в качестве верхней планки 37,3 миллиарда. При этом выручка компании оказалась в итоге всё же немного меньше аналогичного прошлогоднего показателя за тот же период. Скорее всего, дело в сокращении рекламных бюджетов крупнейших клиентов компании, делавших ей раньше основную кассу.

Facebook же не почувствовал даже этих легких неприятностей коллег из Alphabet: FB смог увеличить свои доходы от рекламы на 10% — до 18,4 миллиардов долларов. Что в свою очередь позволило компании увеличить выручку во втором квартале по сравнению с прошлым годом на 2,2 миллиарда. Итоговая сумма составила 18,69 миллиардов долларов. Что тоже оказалось выше прогнозируемого результата — рыночные аналитики рассчитывали только на 17,4 миллиарда.

Новые монополисты поглощают конкурентов и «уничтожают рынок»

Интернет-гиганты и ранее привлекали пристальное внимание американских регуляторов, а нынешняя ситуация пандемии только добавила новые тревожные вопросы. В 2019 году Минюст США выразил сомнения в том, что эти концерны честным трудом добились своего эксклюзивного положения на рынке.

Тогда же глава министерства финансов США Стивен Мнучин выразил недовольство своего ведомства тем, что Amazon «практически уничтожил всю розничную торговлю в США», полностью монополизировав рынок. Для таких обвинений есть определенные основания: американцы, делающие интернет-покупки, почти 40% из этих денег оставляют именно в Amazon. Этому способствуют бесплатная доставка за небольшую абонентскую плату, сопряженная с преимуществами в других сферах — например, возможностью бесплатно скачивать музыку, фильмы и другой контент, всевозможные скидки и бонусы. В итоге около 37% всех онлайн-покупок в США делаются именно в Amazon. Компания также является сейчас крупнейшим рекламодателем в стране. В итоге был поднят вопрос о нарушении антимонопольного законодательства: 29 июля в Конгрессе США состоялись слушания, в ходе которых главам четырёх интернет-гигантов — Amazon, Apple, Facebook и Google — на протяжении нескольких часов пришлось давать показания, отбиваясь от обвинений в монополизации рынка.

Главной претензией к Amazon стало обвинение в использовании им информации о компаниях-продавцах для продвижения собственных товаров и нечестной конкуренции. Google обвинили в продвижении собственных сервисов на рынке поиска и рекламы. Apple заподозрили в завышении комиссии в App Store до 15-30%, а также в препятствовании развитию независимых приложений. И, наконец, в отношении Facebook были выдвинуты обвинения в поглощении технологических компаний, таких как WhatsApp или Instagram, которые могли бы стать потенциальным конкурентом интернет-гиганту. Интернет помнит всё: Марку Цукербергу припомнили неосторожно брошенную им ещё в 2012 году фразу «В конце концов мы всегда можем просто купить любые конкурентоспособные стартапы».

Обвинения всей «большой четверке»

Всем четверым было предъявлено обвинение в технологическом доминировании, а сами корпорации названы «частным правительством» в США. Компании, по мнению властей, не только используют цифровой контроль за данными пользователей для сбора информации и последующего ее использования в своих интересах, они также препятствуют продвижению «чужого сервиса, контента и товаров» на своих площадках. За счёт технологических манипуляций интернет-платформы продвигают собственные продукты на более высокие позиции. К этому добавились и обвинения в препятствовании работе конкурентов. Иногда речь идет даже о поглощении и уничтожении последних. Более того, «большая четверка», по мнению конгрессменов, поставила под сомнение главный движущий принцип американской торговли — малый бизнес и производство, убивая тем самым нерв американской экономики. Очевидно, что если до пандемии ситуация с «большой четвёрткой» вызывала у американской администрации и ряда законодателей определенную озабоченность, то теперь, на фоне стагнирующей экономики США, усиление и рост влияния этих интернет-гигантов вызывает страх: внутри США растет государство в государстве со всеми вытекающими.

По итогам слушаний конгрессмены пришли к заключению, что четверка интернет-гигантов Amazon, Apple, Facebook и Google вне всякого сомнения является группой компаний-монополистов, поэтому их деятельность подлежит обязательному регулированию. Юридическому подкомитету Палаты представителей Конгресса было дано поручение разработать рекомендации по правилам регулирования для IT-гигантов. Так же остался открытым вопрос о возможности принудительного разделения этих компаний. Как заявил председатель юридического подкомитета Конгресса Дэвид Сисиллин, компании большой четвёрки «разрушают независимый бизнес и делают, что хотят». А раз так, сказал конгрессмен, то «с этим должно быть покончено» — раз и навсегда. Впрочем, у «большой четверки» явно достаточно ресурсов и влияния, чтобы себя защитить.

 

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.