У фермера в Башкирии ломается трактор. Починить его — дело нескольких дней, а пахать надо прямо сейчас. Тогда фермер вешает плуг на фаркоп своего кадиллака и обрабатывает остаток поля на дорогом внедорожнике. Посевная ждать не будет:
https://www.5-tv.ru/news/30670...
https://www.youtube.com/watch?...
Такой автомобиль стоит от 6 млн рублей. Кажется, большая сумма, но только если забыть, что хороший трактор вполне может стоить и 30 млн рублей, при этом одним только трактором фермеру, конечно же, не обойтись: нужна и другая техника.
Сельское хозяйство — доходный бизнес, даже в зонах рискованного земледелия, к которым относится и вся территория Башкирии. Нет ничего странного или необычного в том, что средний фермер — обеспеченный человек, который вполне может себе позволить ездить на дорогом внедорожнике. Разумеется, не все фермеры покупают себе именно кадиллаки, однако приличный внедорожник или пикап всё же есть практически у каждого: без вместительной машины с хорошей проходимостью в сельской местности тяжело.
Если мы обратимся к исторической литературе, мы увидим, что такая ситуация является нормальной. Своё средство передвижения, — лошадь с телегой или автомобиль, — неизменный атрибут сельской жизни. Когда Джон Стейнбек живописал ужасы капитализма в «Гроздьях Гнева», ему и в голову не пришло заставлять доведённых до нищеты фермеров передвигаться пешком. В США даже очень бедная фермерская семья в 1930-е годы всё равно могла себе позволить купить подержанный грузовичок.
В России, к сожалению, крестьяне были разорены сначала Гражданской войной и продразвёрсткой, а потом коллективизацией. В комментариях мне периодически пишут, что колхозники не были нищими, так как они покупали танки и самолёты для помощи фронту, однако этот довод разбивается простым соображением: если бы колхозники могли купить танк или самолёт, то какой-нибудь джип Уиллис, — простой и неприхотливый автомобиль, — стоял бы уж тогда во дворе каждого сельского дома. В реальности, как мы знаем, массовая автомобилизация сельской местности началась только после развала СССР.
Чтобы закрыть тему с колхозниками, покупающими самолёты, объясню этот казус: так как цены в плановой экономике назначались с потолка, вышло так, что самолёт стоил примерно как 100 килограмм мёда, около 50 тысяч рублей на современные деньги. Очевидно, что реальная стоимость производства самолёта была в 100-500 раз больше. Такие выверты плана наблюдались и позже: к примеру, владельцы больших отар овец в некоторых республиках вполне легально становились чуть ли не рублёвыми миллионерами. Вместе с тем средний колхозник был крайне беден, и это стало одной из причин нежизнеспособности всей отрасли сельского хозяйства в СССР.
Подведу итог
Обеспеченный фермер, который может позволить себе хороший автомобиль — это абсолютная норма. Мы отходили от этой нормы в период плановой экономики, однако теперь, когда мы вернулись к нормальным рыночным отношениям, фермеры снова стали нормально зарабатывать.
Вы знаете про успехи нашего сельского хозяйства. Мы сейчас не только обеспечиваем себя зерном и мясом, но и активно захватываем зарубежные рынки. В 2020 году, например, мы полностью остановили импорт свинины, а экспорт мяса из страны, наоборот, вырос вдвое. Мясо у нас покупают даже традиционно аграрные страны, такие как Украина или Вьетнам:
https://zen.yandex.ru/media/id...
Причины успехов понятны.
Во-первых, Россия обладает огромными площадями, пригодными для выращивания растений или животных.
Во-вторых, мы остановили бесчеловечный колхозный эксперимент, дав тем самым фермерам возможность нормально работать и зарабатывать.
Статус: |
Группа: Эксперт
публикаций 8
комментариев 1815
Рейтинг поста:
«Национальный доклад о ходе и реализации госпрограммы развития сельского хозяйства», опубликованный на сайте правительства РФ
https://www.dairynews.ru/news/dolya-fermerov-v-strukture-proizvodstva-selkhozpr
o.html
Статус: |
Группа: Эксперт
публикаций 28
комментария 2363
Рейтинг поста:
--------------------
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 558
Рейтинг поста:
Статус: |
Группа: Эксперт
публикаций 0
комментария 4494
Рейтинг поста:
Я нет. Для того, чтобы быть успешным фермером надо иметь недюжинный ум и трезвую голову, роботоспособность лошадиную и адское терпение. А у многих "ишачащих" этого просто нет.