Мир стоит на пороге новой золотой лихорадки
В последние годы о закате или даже крахе американского доллара говорили почти все. За исключением тех, кто были главными бенефициарами мировой валютной системы, построенной на долларе. Т.е. американские банкиры. Более того, и они сами, и подконтрольные им СМИ и политики систематически проводили вербальные интервенции в пользу «зеленого». Доллар США действительно оказался очень живучим. Это, видимо, свойство любых мировых валют: страна происхождения такой валюты уже слабеет, а валюта все еще продолжает царствовать в мире денег.
Так, Великобритания как экономическая держава стала слабеть уже в последние десятилетия XIX века, а британский фунт стерлингов оставался на недосягаемой для других денежных единиц до начала Первой мировой войны. Да и в период между двумя мировыми войнами, в валютном мире существовало своеобразное двоевластие: доллар США царствовал вместе с британским фунтом стерлингов. Даже сегодня, в 2020 году фунт стерлингов остается резервной валютой (наряду с долларом США, евро, китайским юанем и японской иеной), причем его удельный вес в международных расчетах и международных резервах выше доли Великобритании в мировом ВВП.
Говоря о живучести доллара США, нельзя не вспомнить кризис послевоенной мировой валютной системы, основы которой были заложены на конференции в Бреттон-Вудсе в 1944 году. Эту систему принято называть золотодолларовым стандартом. Признаки кризиса обозначились во второй половине 1960-х годов. Уже тогда многие прочили конец долларовой гегемонии. Однако на конференции в Ямайке в январе 1976 года Вашингтон сумел навязать миру бумажно-долларовый стандарт, а золото было изгнано из мира денег (так называемая «демонетизация золота»).
Доллар не только сохранил, но даже еще более укрепил свои позиции. Если в первые два десятилетия после окончания войны его позиции подкреплялись золотым запасов и экономической мощью Америки, то бумажно-долларовый стандарт поддерживался уже не только и не столько экономической мощью США, сколько их военной силой. Плюс к этому на протяжении более трех десятилетий хозяева «печатного станка» ФРС США вели тайную войну против конкурента доллара — золота.
Сначала действовал тайный золотой картель, проводивший золотые интервенции в целях искусственного занижения цены на драгоценный металл. А с 1999 году действовали так называемые «Вашингтонские соглашения» — возобновляемые пятилетние договоренности между ведущими Центробанками мира о продажах драгоценного металла из своих резервов. Действие последнего, четвертого Вашингтонского соглашения истекало в сентябре 2919 года. Пролонгации соглашения не последовало.
Цены на желтый металл перестали испытывать давление золотых интервенций и пошли в рост. А в этом году так называемая «пандемия» COVID-19 спровоцировала мировой экономический кризис, который по своей глубине сопоставим с тем кризисом, который начался в 1929 году, а в 1933 году перерос в депрессию, продолжавшуюся до начала Второй мировой войны. Денежные власти США, еврозоны, Японии, Великобритании пошли по пути спасения экономики с помощью печатных станков Центробанков. Особенно на этом поприще выделяется Федеральная резервная система США.
За первое полугодие 2020 года американский Центробанк увеличил свой баланс на 2,8 трлн. долл. Минфин США объявил недавно, что собирается закачать в американскую экономику очередной триллион долларов. Понятно, что этот триллион он получит не от налогоплательщиков, а от Федерального резерва в виде займа. Т.е. будет напечатан еще один триллион долларов. Американский Центробанк раздувается как пузырь. Триллионы долларов со свистом улетают на фондовые рынки, надувая там пузыри. Рано или поздно эти пузыри или сдуются или лопнут. И вот тогда все эти триллионы долларов хлынут на товарные рынки, начнется не только инфляция, но и самая настоящая гиперинфляция. По типу той страшной гиперинфляции, которая возникла в Веймарской республике в начале 20-х годов прошлого века. От доллара останется лишь мокрое место. Это наиболее очевидный сценарий развития событий, хотя есть и иные, о которых я говорить не буду.
Итог один — крах доллара. По одним сценариям — резкий, по другим — более плавный, который называют «закатом доллара». При любом из сценариев возникнут катастрофические последствия для мировой экономики и отдельных стран. Особенно тех, экономики которых имеют высокую степень долларизации.
У стран есть возможности заведомо защититься от краха или заката доллара. Магистральный путь — де-долларизация экономики. В том числе замещение в международных резервах доллара США другими активами. Какими? Евро, фунтами, иенами, юанями, швейцарскими франками? Нет, перечисленные валюты сильно зависят от доллара США, в случае краха последнего возникнет «эффект домино». Т.е. другие валюты также начнут сыпаться. Единственный надежный актив — золото. В 70-е годы прошлого века его пытались изгнать из мира денег, а оно туда все равно возвращается. Особенно в выигрышном положении оказываются те страны, у которых большие объемы добычи золота.
Россия входит в группу ведущих производителей золота в мире. Согласно данным Всемирного совета по золоту (ВСЗ), в 2019 году в пятёрку ведущих производителей этого драгоценного металла входили (добыча, тонн): 1) Китай — 383,2; 2) Россия — 329,5; 3) Австралия — 325,1; 4) США — 200,2; 5) Канада — 182,9. У нас не так много отраслей и производств, в которых мы имели бы в мире такие позиции. Кто-то говорит, что у нас в международных резервах доля желтого металла уже достигла планки 23%, и этого, мол, достаточно. Отмечу, что у большинства стран еврозоны этот показатель более 50%, а у США стабильно превышает 80%. Другие страны были бы готовы наращивать долю желтого металла в международных резервах, но у них нет такой золотодобывающей базы, какая есть у России. Чтобы поднять долю золота в резервах до показателей многих западных экономик, мы могли бы смело закупать все 100% добываемого в стране золота в течение ближайших десяти лет.
Но вернемся к доллару США. Растущий на золото спрос и рвущиеся вверх цены на желтый металл — явное свидетельство того, что доллар США проигрывает борьбу с драгоценным металлом. Рост цен на золото наблюдался еще в прошлом году, но был умеренным. Среднегодовая цена на золото в 2019 году немного не дотянула до планки 1400 долларов за тройскую унцию.
В первой декаде июля цена пробила планку в 1800 долларов, в третьей декаде — планку в 1900 долларов. 29 июля она была уже 1947 долларов. Предыдущий абсолютный рекорд был установлен 6 сентября 2011 г., когда унция золота стоила 1920 долларов (правда, потом начался очень серьезный откат цены вниз). Очевидно, что никаких серьезных откатов цены вниз быть не может. Все ветры дуют в паруса «желтого металла». А для доллара США, эти ветра, наоборот, оказываются встречными. И даже штормовыми, грозящими потопить корабль под названием «Американский доллар».
Одним из признаков того, что перспективы доллара США «тухлые», — растущее количество заявлений американских экономических гуру, что «продукция печатного станка Федерального резерва» стремительно теряет свои позиции.
Наиболее резонансным было откровение Стивена Роуча. Человек очень известный как в финансовых, так и академических кругах США. На протяжении ряда лет руководил банком Morgan Stanley Asia, был членом Совета управляющих ФРС США, в настоящее время — старший научный сотрудник Йельского университета.
Стивен Роуч констатирует, что вирусно-экономический кризис ускорил энтропийные процессы в американской экономике. Из-за пандемии она пострадала больше, чем многие другие экономики, более 40 млн. американцев потеряли работу. Все это приведет к падению доллара на 35% по отношению к основным конкурентам.
Альтернативой доллара может стать евро или китайский юань. Правда, привлекательность юаня зависит от того, как будут проводиться структурные реформы в Китае. «Эпоха „непомерных привилегий“ доллара как основной мировой резервной валюты подходит к концу. В 1960-х годах тогдашний министр финансов Франции Валери Жискар д’Эстен придумал этот термин в основном из-за фрустрации, жалуясь на США, которые свободно использовали остальной мир, поддерживая свой чрезмерно высокий уровень жизни. В течение почти 60 лет мир жаловался, но ничего не делал. Те дни прошли», — пишет Стивен Роуч.
Примечательно, что фактически против доллара США начинают играть некоторые банки Уолл-стрит. Поддержка доллара для них, видимо, обходится слишком дорого. Особенно следует отметить банки JPMorgan и Goldman Sachs, входящие в «большую пятерку» банков Уолл-стрит.
Так, банк Goldman Sachs голосует против доллара своими прогнозами по золоту. Согласно оценкам Goldman Sachs, до конца лета цена на золото пробьет планку в 2000 долларов, а до конца года может подрасти до 2300 долларов. В своих аналитических обзорах банк Goldman Sachs констатирует, что золото с начала этого года стало самым доходным и надежным финансовым инструментом, на фоне которого меркнут не только долговые бумаги американского казначейства, но даже акции таких раскрученных корпораций, как Microsoft, Apple, Amazon, Alphabet, Berkshire Hathaway, Facebook и др.
Возникает любопытная и очень опасная ситуация: Федеральный резерв продолжает накачивать американскую экономику новыми триллионами долларов, а фондовый рынок перестает позитивно реагировать на такую накачку. Это явный признак того, что вслед за экономическим кризисом в Америке произойдет серьезнейший финансовый кризис. А за финансовым кризисом — валютный, т.е. падение (или обвал) доллара США.
Статус: |
Группа: Модератор комментариев
публикации 4
комментариев 6235
Рейтинг поста:
А так- "..всё хорошо,прекрасная маркиза..."
Самое время продавать валюту.
Статус: |
Группа: Эксперт
публикаций 7
комментариев 3006
Рейтинг поста:
А так- "..всё хорошо,прекрасная маркиза..."