Предложение Минэнерго отменить запрет на импорт бензина в Россию вполне своевременное – оно стабилизирует рынок. Такое мнение в интервью ФБА "Экономика сегодня" озвучил эксперт Центра отраслевой экономики Научно-исследовательского финансового института Андрей Гордеев.
Минэнерго РФ выступило с предложением досрочно снять запрет на импорт в Россию моторного топлива и направило в кабмин соответствующий проект постановления. В ведомстве считают, что такая мера обусловлена восстановлением спроса на нефть и нефтепродукты на внутреннем рынке. Предположительная дата отмены ограничений, действовавших со 2 июня, не указывается, однако в случае утверждения постановление вступит в силу немедленно.
Официально запрет действует со 2 июня по 1 октября. Его ввели из-за резкого роста импорта нефтепродуктов в Россию. Даже с учетом пошлины и транспортировки российским АЗС было выгоднее торговать зарубежным топливом, так как мировые цены на нефть снизились, а следом упала и цена получаемых из нее продуктов. Российские производители не могли конкурировать с поставками из-за рубежа в связи с особенностями налогового регулирования в стране.
"Основания отменять запрет на импорт сейчас действительно есть, более того – наверное, и вводить его не стоило, - полагает Гордеев. – Ведь в июне эта мера привела к резкому росту цены на бензин АИ-95, что в определенной мере разбалансировало рынок. А сейчас спрос на нефтепродукты постепенно восстанавливается – граждане возвращаются к поездкам на общественном транспорте, но из-за угрозы вируса все же предпочитают ему личный.
В ближайшее время потребление бензина и дизтоплива будет расти по мере снятия карантинных ограничений и возобновления авиасообщения с другими странами. Потому дополнительные объемы на рынке точно не помешают и помогут избежать локального дефицита в отдельных регионах. То есть ситуация постепенно будет возвращаться от докризисной к нормальной, и конкуренция на внутреннем рынке этому только поспособствует".
Рынок топлива разбалансирован
Минэнерго в приложении к просьбе о снятии запрета поясняет: за время действия эта мера позволила отечественным нефтеперерабатывающим заводам нарастить производство нефтепродуктов и достичь баланса спроса и предложения на российском рынке. Так, в июне производство бензина в стране выросло до 3,1 млн тонн, что на 32% выше уровня мая этого года. При этом отгрузка бензина на внутренний рынок выросла на 39%, до 2,8 млн тонн, а экспорт снизился в два раза.
Исходя из этого ведомство полагает, что на внутреннем рынке сложился профицит и импорт топлива не обрушит цены. За досрочное снятие запрета на импорт топлива выступали ранее ФАС, СПбМТСБ и Российский топливный союз. Но Минэнерго еще в конце июня возражало против досрочной отмены запрета на импорт топлива из-за риска ввоза дешевого топлива в страну. Теперь ситуация явно изменилась, и проект постановления о снятии ограничений должен подписать премьер Михаил Мишустин.
"Снятие запрета сократит маржу прибыли российских нефтяных компаний, но они это без проблем переживут. Для потребителя любая конкуренция только в плюс – на оптовом рынке цены явно снизятся. Кроме того, мы видим, что в отдаленных регионах не хватает горючего на заправках, что тоже очень негативно. Так что впускать в страну конкурентоспособный импорт нужно уже сейчас, так как за два месяца возник определенный дисбаланс.
И есть все основания полагать, что премьер подпишет это постановление в кратчайшие сроки – смысла тянуть с этим нет. Отмена ограничений пойдет на пользу всем, кто так или иначе связан с топливным рынком – и производителям, и поставщикам, и перекупщикам, и покупателям. Отрицательных последствий такого шага при этом не просматривается", - подчеркивает Гордеев.
Цены вернутся к ожидаемым корректировкам
Разговоры об отмене запрета начались на фоне рекордного многодневного роста оптовых цен на бензин на Санкт-Петербургской бирже. Чтобы справиться с ним, ведомства обязали производителей увеличить минимальные объемы продаж бензина и дизтоплива до 11% и 7,5%. Глава Минэнерго Александр Новак заверил, что стоимость топлива стабилизируется в июле по мере покрытия растущего спроса российскими нефтеперерабатывающими предприятиями.
Неделю назад стало известно, что противниками снятия запрета все еще остаются Министерство финансов и крупные нефтяные компании. Госведомство не хочет потерять доходы, которые неизбежно выпадут из-за снижения внутреннего производства горючего. Крупные игроки рынка оценили отсутствие конкуренции с зарубежными нефтепродуктами и хотели бы эту ситуацию сохранить.
"Ждать россиянам существенного падения цен на бензин не стоит – в оптовом сегменте они стабилизируются, в рознице же продолжится плавный рост. Напомню, по договоренности нефтяных компаний с правительством цена на бензин и солярку может расти не выше уровня инфляции ежегодно. Рост потребительских цен в 2020-м ожидается на уровне 4%, и его рынок еще не полностью отыграл.
Причем пик роста придется именно на лето, так как осенью традиционно наблюдается застой на рынке нефтепродуктов. А рост цен сейчас приведет к тому, что маржинальность для компаний восстановится и рынок сбалансируется в течение нескольких недель", - заключает Андрей Гордеев.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+