жд

Брюссельский четырехсуточный переговорный марафон лидеров стран Европейского Союза завершился компромиссным голосованием. Пресса Старого континента спешит оповестить интересующихся: достигнуты соглашения как по фонду восстановления экономики, так и по новому бюджету ЕС, рассчитанному до 2027 года. Среди прочих согласованных и принятых решений есть и очень важное для жителей Российской Федерации. Оно касается железнодорожного транзита из большой России через Литву в Калининградскую область и в обратном направлении.

Если перефразировать официальное заявление президента Литвы Гитанаса Науседы, оно прозвучит следующим образом:

«Калининград и область могут спать спокойно — Брюссель обеспечил деньгами железнодорожный транзит до 2027 года включительно».

Вильнюс всегда имел наваристый гешефт с этого сухопутного транспортного коридора и надеялся получать доходы вечно. Литва в своем варианте проекта бюджета на 2021−2027 годы на обеспечение транзита просила у Брюсселя 215 миллионов евро. Еврокомиссия давала только 139 — ровно столько, сколько и требуется. В ЕС считать умеют, ведь именно на деньги Евросоюза реализуется программа, согласно которой россияне могут путешествовать поездами из основной части страны в Калининградскую область и обратно в упрощенном порядке. Именно так заинтересованные стороны договорились при вступлении Литвы в ЕС.

Все предыдущие президенты Литвы, включая Валдаса Адамкуса, Далю Грибаускайте, и действующий лидер утверждают:

«Гарантированный транзит — залог национальной безопасности нашего государства».
Никто не расшифровывал этот сигнал, поэтому остается лишь гадать, что он означает? Возможно, Вильнюс опасается вооруженного давления со стороны РФ в случае, если транспортный коридор вдруг закроется. Или столица Литвы боится экономического прессинга со стороны Брюсселя, как прессинга в адрес ненадежного европейского партнера, если транзит прекратится по вине Вильнюса. Как бы там ни было, литовцы на переговорах с европейскими партнерами всегда бились за полнокровное финансирование этой программы. 20 июля Науседа действительно постарался, и буквально под занавес переговоров литовская делегация выжала из еврочиновников дополнительные 50 млн евро «на всякий пожарный». То есть, кое-что из европейского финансирования до 2027 года Вильнюсу будет оставаться в виде бонусов за образцовый порядок на железной дороге.

В канун решающих переговоров не обходится без шантажа, хотя он и нарушает фундаментальные договоренности. Еще в феврале 2020 года глава МИД ЛР Линас Линкявичюс дал понять европейским коллегам:

«Литовская сторона будет ответственно выполнять свои обязательства перед партнерами, однако Литва не такая богатая страна, чтобы финансировать на свои средства общие потребности Евросоюза. Республика не сможет гарантировать бесперебойность упрощенного транзита россиян в Калининград в случае сокращения дотаций ЕС. Осуществление поездок может осложниться, если в бюджете ЕС будет выделено меньше средств, чем того требует Вильнюс».

Парируя, руководитель Агентства по международным и межрегиональным связям Калининградской области Алла Иванова подчеркнула:

«Будем наблюдать, насколько ответственно и Литва, и ЕС выполняют взятые на себя обязательства в части калининградского транзита, с учетом того, что эти обязательства были частью договоренностей по вступлению Литвы в ЕС».

21 июля в дискуссиях поставлена точка: транзиту в привычной его конфигурации быть!

Если посмотреть шире на итоги переговоров в Брюсселе, то литовские дипломаты-переговорщики ими очень довольны. По словам членов делегации, общая европейская помощь Литве в новой финансовой перспективе будет на 1,7 млрд евро больше, чем в бюджете 2014−2020 годов. Но несмотря на постпереговорные триумфальные речи, на деле ситуация остается сложной. На бумаге денег больше, на деле — наоборот. Борьба за сохранение дотаций из еврофондов поставила Литву в уникальное положение. С одной стороны, она пытается и дальше поддерживать имидж сильного и успешного «балтийского тигра». С другой — доказывает, что без денег от Евросоюза стране придется очень туго. Имидж «тигра» потускнел до такой степени, что сравнение давно списано в политико-экономический архив:

«Все знали, что снижение будет. Литва в последние 7 лет показала значительный рост ВВП на одного жителя. Поэтому выделяемые ей средства сокращают».

Первой это признала вице-министр финансов Мигле Тускене, вслед на ней — другие высокопоставленные чиновники из правительства Саулюса Сквернялиса. Страна, конечно же, не обнищает, но искать какие-то эффективные выходы необходимо. Профессор кафедры европейских исследований факультета международных отношений Санкт-Петербургского государственного университета (СПбГУ), руководитель программы «Исследования балтийских и северных стран» Николай Межевич справедливо отмечает, что заработная плата в Литве растет быстрее, чем производительность труда, а эмиграция и нехватка квалифицированного персонала усугубляют ситуацию. Вильнюсу пора возвращаться на российский рынок и через Россию получать выход на восточные рынки.

Допустим, литовские русофобы на рельсы лягут, чтобы не допустить разворота на восток. Но Россия есть и на западе, за рекой Неман, через которую построено немало мостов, а вскоре отроют новый. Общаясь с литовскими предпринимателями, корреспондент агентства EADaily услышала в их словах плохо скрытую тоску по тем временам, когда в полную силу работал «Деловой форум Калининград — Литва: возможности сотрудничества». Несколько раз автору статьи довелось вживую наблюдать эти международные встречи и всегда приятно удивлялась оборотистости и напористости участников: сели за круглый стол «Биржи деловых контактов», без лишних прелюдий перешли к обсуждению планов и в этот же день заключили сделки. Не одну-две, а десятки и, возможно, сотни.

Бывший президент конфедерации предпринимателей и работодателей Литвы Данас Арлаускас по сей день считает:

«Деловой форум» был прекрасным форматом сотрудничества. Его участники стояли так близко к земле, что утром заключали сделки, а вечером уже вывозили продукцию в соседнюю страну. Бизнес по обе стороны Немана буквально бурлил».

Увы, на данный момент времени все в прошлом, хотя надежда на ренессанс присутствует. Ну, к кому еще этой маленькой Литве прижаться, кроме как к РФ, несмотря на крики всех укушенных вильнюсских русофобов?

«Отношения с Россией — это 18% от ВВП Литвы, — подчеркивает профессор Межевич. — Это почти 1/5. Кто еще в Европе быть для официального Вильнюса столь выгодным партнером?».