Президент США Дональд Трамп в очередной раз подчеркнул свое желание настигнуть Россию в арктической гонке. Американский лидер заявил о намерении пополнить Береговую охрану США десятью ледоколами. Однако эксперты недоумевают, где глава Белого дома планирует раздобыть столько ледокольных судов, ведь только главный оппонент Штатов – Россия – располагает сопоставимым флотом. О парадоксальных планах Вашингтона рассуждает издание The Drive. Эксклюзивный перевод статьи представляет читателям «ПолитРоссия».
Глава Белого дома недавно заявил, что его администрация решает вопрос об обеспечении Береговой охраны США десятью полярными катерами безопасности. Об этом Дональд Трамп заявил во время визита в штаб Южного командования, расположенный во Флориде. Месяц назад в своем меморандуме о развитии ледокольного флота США американский лидер поручил военным изучить возможности покупки или аренды дополнительных ледовых судов, пока страна не обзаведется своими собственными.
Также Трамп с досадой подчеркнул явное (и, по сути, разгромное) преимущество России.
«Сейчас мы строим самый большой ледокол. Мы попытаемся получить хотя бы десять. У России их уже сорок», – цитирует Трампа The Drive.
Сейчас Береговая охрана Соединенных Штатов располагает лишь двумя судами ледового класса: это тяжелый ледокол Polar Star и средний ледокол Healy. «Брат» корабля Polar Star – судно Polar Sea формально числится на службе, однако уже давно не эксплуатируется. Фактически старое судно разбирают на запчасти, пишет The Drive.
Работоспособные полярные суда, однако, тоже давно пребывают отнюдь не в лучшей форме.
«Ледокол Polar Star неуклонно стареет и в последние годы все чаще ломается, – констатируют обозреватели американского издания. – Судно Healy, хотя и моложе, но все-таки разменяло третий десяток, а кроме того, этот корабль просто меньше и менее эффективен, когда нужно прокладывать дорогу через очень толстый лед».
По словам обозревателей издания, огромное преимущество ледового флота России перед более чем скромным арсеналом кораблей Береговой службы США давно тревожит Белый дом, особенно с учетом нарастающей геополитической конкуренции в Арктическом регионе.
В настоящее время в распоряжении России – порядка сорока судов ледового класса. В завершающей стадии строительства – три огромных атомных ледокола проекта 22220. Всего Москва планирует построить пять таких кораблей, которые станут самыми большими ледоколами в мире.
Вслед за Россией на самый большой ледокол замахнулась и Америка: первоначальный контракт на строительство ледоходного судна водоизмещением около 33000 тонн был оценен почти в 746 млн долларов, напоминает The Drive. Однако вряд ли это всерьез скажется на балансе сил в Заполярье, считают американские эксперты.
«Даже имея в своем распоряжении еще десять ледоколов, Соединенные Штаты значительно отстали бы от России по общему количеству кораблей ледового класса», – констатируют авторы The Drive.
Также американских экспертов весьма интересует, как именно намерен Дональд Трамп раздобыть ледоколы. Обещая десять новых судов, глава Белого дома не уточнил, какие конкретно шаги он собирается предпринять. Американский лидер ограничился лишь загадками и туманными намеками. По его словам, США надеются заключить некую сделку с партнером, «у которого есть много ледоколов», причем это обойдется американской стороне гораздо дешевле, чем строительство новых судов, а Береговая охрана сможет получить корабли достаточно быстро.
По мнению аналитиков The Drive, речь идет о возможной покупке или аренде уже существующих судов. Однако совершенно неясно, где Трамп намерен их взять.
«Ни у одной страны, кроме России, не найдется такого количества действующих и эксплуатируемых кораблей, которые Береговая охрана сочла бы пригодными для самостоятельных арктических операций», – недоумевают обозреватели The Drive.
Как уточняют американские аналитики, некоторые дружественные США страны (например, Финляндия) действительно располагают подходящими верфями и имеют опыт в области строительства судов ледового класса. Однако для создания любых новых кораблей – даже за рубежом, с использованием имеющихся мощностей, все равно потребуется время.
Эксперты The Drive также допускают, что Трамп мог ошибиться, делая громкие заявления. В планах Береговой охраны, которые ранее были озвучены общественности США, – построить три тяжелых и три средних ледокола. Таким образом, чтобы достичь желанных десяти судов, потребовалось бы прибавить к новым шести лишь четыре – возможно, на условиях аренды.
Ранее «ПолитРоссия» приводила мнение аналитиков американского издания The National Interest, которых впечатлила тактика России по защите Северного морского пути.