Ситуация на международном рынке природного газа дает уникальный шанс для покупателей-импортеров, пишет американское издание Forbes. Однако выиграют в итоге и экспортеры – те, кто способны выдержать испытание низкими ценами на топливо. У России, которая реализует масштабные проекты в сфере газового экспорта, есть все шансы на успех.
Как пишет Forbes, мировая добыча природного газа в прошлом году выросла на 132 млрд кубометров. Россия входит в число крупнейших поставщиков голубого топлива, а также занимает лидирующие позиции среди стран, осуществляющих добычу газа с привлечением новых мощностей.
Пандемия коронавируса привела к падению цен на голубое топливо. По прогнозам экспертов, рынок в ближайшем будущем начнет постепенно восстанавливаться, а разрыв между спросом и предложением сократится примерно к 2022 году. Однако еще несколько лет условия для покупателей газа будут достаточно мягкими и выгодными.
Сверхнизкие цены на газ, впрочем, могут иметь пагубные последствия для экспортеров газа, если они окажутся к этому не готовы, предупреждает Forbes. Однако те, кто справятся с трудностями, останутся в выигрыше.
Ожидается, что цены на природный газ могут пойти вверх после 2025 года. К тому же голубое топливо становится все более популярным: все больше стран отдают ему предпочтение.
«Природный газ, возможно, в будущем окажется единственным ископаемым топливом», – пишет Forbes.
По мнению аналитиков американского издания, в течение следующих двух десятилетий объемы импорта голубого топлива будут расти – в основном, за счет Китая, Индии и других государств Юго-Восточной Азии. Ожидается заметное оживление газового рынка и в странах Восточной Европы, где создается необходимая инфраструктура.
«Стоит ожидать увеличения темпов перехода от угля к более чистому голубому топливу в рамках стратегии Евросоюза по декарбонизации энергетики», – отмечают эксперты Forbes.
Нынешние низкие цены на природный газ могут и должны побуждать страны рассматривать природный газ как важную часть своего энергетического портфеля, уверены аналитики американского издания.
Однако для того, чтобы извлечь выгоду из сложившейся на рынке ситуации, страны-импортеры должны не ориентироваться на краткосрочную перспективу, а выстраивать стратегию, которая будет эффективной и после того, как стоимость на голубое топливо снова начнет расти. Одним из способов достижения этой цели является заключение долгосрочных контрактов, подчеркивает Forbes.
Востребованность голубого топлива, которое будет стремительно вытеснять уголь, принесет многомиллиардную прибыль и странам-экспортерам. Однако многие проекты, опирающиеся исключительно на рыночные принципы, могут быть отменены или приостановлены из-за неблагоприятных условий, связанных с пандемией коронавируса.
«Менее вероятно, что будут затронуты проекты, которые поддерживаются государством, как в России», – отмечает Forbes.
Стоит напомнить, что в настоящее время Россия реализует масштабные проекты, связанные со строительством и эффективной эксплуатацией газопроводов. Так, реализация проекта «Северный поток – 2» откроет перед Москвой новые возможности на европейском рынке газа. Укрепляются связи и с крупнейшим азиатским газовым партнером России – Китаем: серьезным шагом по развитию сотрудничества может стать строительство газопровода «Сила Сибири – 2».
Автор: Анна Ильинская