отеря работы — травма, сравнимая с разводом или автокатастрофой. Безработные, особенно если они оставили должность не по собственной воле, а в силу обстоятельств, часто чувствуют себя деморализованными.
Работа — это обязательства, рамки, общение. Безработица же — как прыжок из самолета без парашюта. Ожидание черного дня, когда нечем будет платить по счетам, увеличивает тревогу. А постоянная и выматывающая проверка почты и сайтов вакансий, отсутствие отклика от работодателей и рекрутеров приводит к тому, что соискатели начинают сомневаться в собственной ценности на рынке вакансий.
В ситуации вынужденных каникул несладко и владельцам бизнеса, и наемным работникам, и оптимистам, и пессимистам, и сотрудникам государственного предприятия, и частного. Искать работу сейчас — совсем не так, как искать ее в «докоронавирусную эпоху».
«Когда в кадровом агентстве три недели игнорировали мои письма, я поневоле начинал думать: а был ли я в действительности хорошим программистом? Неужели я был на что-то способен? Все мои достижения вдруг оказались под вопросом», — признается 34-летний Сергей, чья компания закрыла целый департамент после объявления режима самоизоляции.
Чудом ему удалось достучаться до хедхантера, и оказалось, что агентство примерно в таком же положении: многие заказчики встали на паузу. И это еще больше усугубляет и без того непростой поиск нужной позиции.
«Это не первый раз, когда я осталась безработной, — вздыхает 38-летняя Светлана. — Но в предыдущий раз я уходила не одна, в нашей компании сменилось руководство и многие мои коллеги не захотели или не смогли остаться. Меня это успокаивало: нас таких много. А сейчас я в каждом безработном вижу конкурента. Я понимаю, что осталась за бортом не потому что плохой специалист, а просто объективно рынок схлопнулся. И таких, как я, море. Но мне от этого не легче».
Уже сегодня даются разные и противоречивые прогнозы о том, какие сферы пострадают больше, какие меньше. Но многие рекрутеры и аналитики сходятся в одном: конкуренция на рынке труда действительно вырастет, а востребованными будут далеко не все те качества, которые ценились до пандемии. Как перестроиться в новых условиях?
ПОТЕРЯННОЕ «Я»
«Я помню 90-е, когда была старшеклассницей. Отец-инженер не мог нас прокормить, заплату не платили, и он по ночам занимался техническими переводами с итальянского, чтобы хоть как-то заработать, — вспоминает 48-летняя Ирина. — Мама работала методистом, и ей тоже платили с опозданием. И тогда я устроилась уборщицей в мамин техникум, по утрам перед школой или после уроков ездила туда и мыла полы, туалеты.
Я гордилась тем, что могла помочь семье выстоять в трудных обстоятельствах. Я и сейчас готова идти туда, где есть деньги. Для меня название должности не так важно, я понимаю, что это временная мера и при первой возможности я вернусь в профессию».
Но не все так легко относятся к изменениям социального статуса. Одним из испытаний безработного становится утрата (в той или иной степени) собственной идентичности.
«До сих пор человек был инженером, бухгалтером или преподавателем — а теперь он кто? — рассуждает бизнес-тренер Евгений Креславский. — Был востребован как профессионал, и вдруг никому не нужен».
Собственная бесполезность ощущается особенно остро, когда приходится от безысходности соглашаться на временную случайную работу. Мы теряем свой статус и уверенность, это настоящая утрата, и нам требуется время, чтобы оплакать ее и приспособиться к изменившимся обстоятельствам.
«Прежде чем начать новую жизнь с новыми силами, нужно научиться справляться со своим страхом и смятением, научиться принимать новую ситуацию, не обрекая себя на затворничество и самобичевание, — рассказывает психотерапевт и коуч Марк Трэверсон. — Предстоит пережить и упадок сил, и гнев, и грусть».
Тем, для кого собственная значимость определяется зарплатой или профессиональным статусом, принять потерю работы сложнее. Но каждый из нас больше, чем наша работа, напоминает Евгений Креславский. Чем интересней была раньше жизнь в свободное время, тем проще будет пережить период безработицы.
Необходимо также расставить приоритеты. Подвести итог предшествующей карьере, чтобы понять, в какой точке мы оказались и куда двигаться дальше. За разрушительным периодом безработицы обязательно последует период созидательный, уверен Марк Трэверсон.
АУДИТ РЕСУРСОВ
Переживание трансформируется в действие постепенно.
«Для этого необходимо посмотреть на ситуацию под другим, непривычным углом, переформулировать ее, — рекомендует Евгений Креславский. — Не «я безработный», а «у меня теперь другая работа, она называется «поиск работы».
В чем же она заключается? Чтобы в этом разобраться, нужно дать себе ответы на два вопроса: «Что я умею?» и «Чего хочу?», оценить свои знания и умения, в том числе и те, которые, возможно, не были использованы на прежней работе.
Составьте план действий и следуйте ему, рекомендует Евгений Креславский: «Сама дисциплина его исполнения поможет держать тонус. И тогда исчезнет повод для неловкости или стыда: просто в данный момент мы реализуем себя иначе. Не так, как делали это раньше».
Перед тем как начать осваивать базы кадровых агентств, полезно проделать «домашнюю работу», считает экзистенциальный психотерапевт и бизнес-тренер Наталья Тумашкова. Задайте себе несколько вопросов: «Где и когда я чувствовал себя счастливым, реализованным?» Устройте себе «экскурсию» по детским и юношеским воспоминаниям: «Где я испытывал то чувство, которое я хочу переживать сейчас во время работы?»
Следующий шаг — инвентаризация собственных ресурсов. Все навыки и умения, которые накопились за годы жизни, можно использовать как ключи к освоению нового дела. Что вы узнали о себе во время самоизоляции? Ваш бизнес обанкротился? Что осталось? Опыт, контакты, навыки, партнеры?
Изучите рынок труда: чем можно заняться, к чему приложить способности и опыт? Кто из друзей готов присоединиться или, может быть, пригласить к себе на работу? Кроме того, сегодня существует множество курсов и видов дополнительного образования, которые можно совмещать с основной работой.
5 ШАГОВ ДЛЯ СОХРАНЕНИЯ СТАТУСА
Даже в ситуации экономической турбулентности некоторые из нас стремятся сохранить профессию и статус. Основатель и глава компании по поиску руководителей Константин Борисов рекомендует в этом случае:
1. Провести ревизию собственного опыта и сформулировать личное «ценностное предложение» — что уникального в профессии или рыночном сегменте вы можете предложить компаниям. Предположим, вы имеете доказанный опыт выведения машиностроительных компаний из кризиса — тогда вы фокусируете усилия на этом направлении.
2. Сверить свое ценностное предложение с восприятием вас рынком. Важно не только то, что вы умеете, но и верит ли рынок в то, что вы это умеете. Например, вы женщина и безусловный профессионал, полны решимости, но претендуете на исконно мужской сектор экономики, который «не верит» в ваши возможности добиться успеха в деле. Тогда заручитесь рекомендациями авторитетных в этой отрасли специалистов.
3. Оценить свои возможности и готовность к предпринимательской или консультационной деятельности. Часть профессий — например, штатный PR-директор — надолго останутся в сытом прошлом. Но ведь потребность в PR-поддержке корпораций не исчезает, она все чаще передается на аутсорсинг. Ищите проекты, в которых вы сможете работать вне штата.
4. Провести тщательный аудит своего нетворка на наличие контактов в интересующей предметной отрасли или регионе. При внимательном обзоре часто выясняется, что друг-одноклассник стал партнером в уважаемой консалтинговой компании, а университетский товарищ — членом совета директоров нужной вам корпорации.
5. Выбрать доверенного проводника. Не существует рынка резюме серьезных футболистов: их представляют агенты. Самостоятельная, особенно веерная, рассылка резюме и отклики на разные вакансии в одной компании дисконтируют образ профессионала в глазах потенциальных работодателей — он похож на безработного, готового на любую авантюру. Избегайте этого.