Проблема коронавируса продолжает влиять на российскую экономику, считает доцент кафедры экономического развития РАНХиГС Павел Грибов.
Экономика РФ выдержала первую фазу «коронакризиса»
Глава Центробанка РФ Эльвира Набиуллина пришла к выводу, что в 2020 году российский ВВП неизбежно упадет, но это падение будет меньше, чем в других странах, и уступит по своему масштабу ущербу от кризиса 2007-2009 годов.
По словам Набиуллиной, финансовый регулятор ожидает падение экономики РФ за 2020 год на 4-6%. Перед нами существенный экономический спад, но отечественное народное хозяйство продемонстрировало хорошую устойчивость перед «коронакризисом».
Основной проблемой России является не спад экономики как таковой, а то, что будет дальше. Замедление экономического роста началось в нашей стране в 2012-2013 годах, причем данный процесс был затем усилен событиями 2014-2015 годов, т. е. падением рыночных цен на нефть и геополитической напряженностью, которые негативно повлияли на динамику российской экономики.
Из-за этого у нас в 2009-2019 годах в среднем небольшой рост и проблемы с таким показателем, как реальные доходы населения. И данную проблему не решить расширением государственных дотаций, хотя усилия президента и Правительства РФ надо приветствовать. В сложившейся ситуации возникает вопрос, как надо оценивать современный кризис и дает ли он нам надежду на рост в будущем.
Экономический комплекс гарантий государства будет усилен поправками в Конституцию РФ, голосование по которым пройдет 1 июля.
«Предложенный Правительством РФ комплекс мер по борьбе с кризисом оказался эффективным. Основные сомнения связаны с малым и средним бизнесом, потому что удар по ним был значительно сильнее», - констатирует Грибов.
Не надо забывать про масштабы кризиса. Они окончательно не определены, поэтому ситуация может усугубиться в будущем.
«В результате могут быть скорректированы базовые показатели по урону для ВВП от тех мер, которые приняты в России для борьбы с коронавирусом. Поэтому такие прогнозы строятся исходя из того, что комплекс антикризисных мероприятий, реализованный в РФ, является более эффективным, чем в других государствах мира», - заключает Грибов.
По мнению Павла Геннадьевича, об этом нельзя говорить с большой уверенностью, поскольку перед всем миром стоит угроза второй волны коронавируса. Об этом свидетельствуют как вторичные заражения в Китае, так и критическая ситуация в Латинской Америке.
В Минздраве РФ намекнули на февраль как дату снятия всех введенных во время активной борьбы с пандемией ограничений, что демонстрирует глубину проблемы, напрямую влияющей на состояние дел в российской экономике.
«Будем надеяться, что благодаря государственным мерам удастся вывести экономику РФ на определенные темпы роста. Эти положения не лишены смысла и обоснования, но пока ко всему этому надо относиться с осторожностью», - резюмирует Грибов.
Экономику РФ спас государственный сектор
Эксперт РИСИ, экономист Михаил Беляев в комментарии для ФБА «Экономика сегодня» отметил, что традиционные слабости экономики РФ сыграли в условиях современного кризиса в ее пользу.
«Именно то, что всегда считалось нашей слабостью, традиционно тормозившей в России экономический рост, сыграло нам в плюс. Это большой государственный сектор и значительное количество базовых предприятий в основных отраслях экономики. Ранее это сдерживало наше развитие в силу своей нединамичности», - констатирует Беляев.
Когда наступил кризис, данный минус российской экономики превратился в плюс, потому что государство формирует стратегические отрасли, которые работают на государственном заказе и бюджетных деньгах.
«Из-за связки с государством на такие отрасли российской экономики намного меньше влияют рыночные катаклизмы. У них есть стабилизатор в виде государственных денег, и они проще проходят через кризисные времена», - заключает Беляев.
Подобные отрасли, как отмечает Михаил Кимович, доминируют в российской экономике, поэтому они дали статистический эффект. Что касается отраслей, которые реально пострадали – это транспорт, авиация и туризм, но они играют в РФ меньшую роль, чем на Западе.
«Это также имеет свое значение, как и то, что в развитых странах сильно пострадал малый бизнес, который ориентирован на крупные предприятия. Он поставляет для них определенные детали и оказывает для них услуги», - резюмирует Беляев.
В России малый бизнес – это всякого рода рестораны и заведения бытового обслуживания. Они потеряли много, причем значительное их число на рынок не вернется, но с точки зрения макроэкономики они занимают в России сравнительно небольшое место.
«Из-за этого мы выглядим лучше, чем другие государства. Когда начнется восстановительный период, нужно будет что-то делать с нашими государственными предприятиями. В первое время они будут локомотивом и тянуть экономику вперед, но затем придется делать их более динамичными и гибкими», - констатирует Беляев.
Российский малый бизнес восстановится моментально. Если из какого-то города уйдет десяток предприятий, то они там возродятся сразу после создания нужных условий, поэтому за данное направление беспокоиться не стоит.
«Из-за этого кризис несет с собой очистительную функцию. Если переводить с греческого, то кризис – это перелом и новые возможности к развитию. Кризис позволяет очистить экономику от тех предприятий, которые не играют значительной роли. И то, что кризис убрал подобные неэффективные предприятия, пойдет нам в плюс», - заключает Беляев.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+