Еще не было кризисов, при которых долговая экспансия разгонялась столь невероятными темпами. Одно из определений кризиса с точки зрения финансовых балансов – это условия, при которых ухудшается кредитоспособность заемщиков, которая в свою очередь обеспечивает, как дефляционные процессы, так и устойчивый делевередж. Сейчас все иначе.
В недавнем отчете Z1 от ФРС показана первая реакция на экономическую блокаду. Агрессивный разгон госдолга ожидаем – о запредельном дефиците бюджета и соответствующем объеме заимствований неоднократно говорилось. Но не только госдолг «взрывается», рекордными темпами растет и частный нефинансовый долг.
За 1 квартал корпоративные кредиты всем уровням бизнеса выросли на 600 млрд долл или почти 11%. Стоит отметить, что весь эффект кредитной экспансии пока сосредоточен во втором квартале, в первом лишь становились наизготовку и уже 11%.
За 70 лет квартальный прирост на сопоставимую величину в относительном измерении был только в конце 1967, однако до 4 квартала 1967 и после было снижение, поэтому если считать кумулятивный рост за 3 квартала (с июня 1967 по март 1968), то рост лишь на 5.5%. Сейчас все иначе. База роста выше и за 1 кварталом 2020 последует, как минимум еще один квартал с рекордным ростом.
Это обусловлено не инвестиционными планами бизнеса и не новой фазой роста экономики. Единственная причина – это гарантии правительства по кредитам. Это спровоцировало фин.сектор фактически полностью отказаться от стандартных процедур риск менеджмента в выдачи кредитов и выдавать их любому банкроту. Ровно это и говорилось в этом блоге в апреле. Вторым подтверждением данного тезиса (кредиты под гарантии правительства) является отсутствие долгового импульс в корпоративных облигациях, которые практически не выросли за квартал. Компании впервые за долгое время отказались от открытого рынка и перешли на кредитный рынок.
Такое нездоровое рвение обусловлено еще тем, что в 2020 и далее государству денег можно не возвращать. Это новый тренд, новая мода и новые стандарты. Все, что получили от правительства – считайте это подарком. Поэтому выгребают, как ненормальные. С точки зрения корпоративной бухгалтерии это не отражается в прибыли (через безвозвратные субсидии/дотации), но вероятно, будет отражено позже.
Общий долг нефинансового сектора США оценивается в 71 трлн долл! 44.9 трлн долл из которых на долговые ценные бумаги. Из них трежерис 19.5 трлн, муниципальные облигации 3.9 трлн, корпоративные векселя 0.6 трлн, корпоративные облигации 11 трлн. Кредитный рынок соответственно 26.1 трлн, из них 5.8 трлн корпоративные кредиты, 4.1 трлн потребительские кредиты, 16.1 трлн ипотечные кредиты и коммерческая ипотека.
Рост нефинансового долга к ВВП показал первый серьезный импульс с 2007. Учитывая падение ВВП и неизбежные рекорды во втором квартале (особенно по госдолгам) отношение долг к ВВП гарантированно покажет максимальные значения в истории. Но если раньше подобный импульс занимал около трех лет, то сейчас управились за 2 квартала!
Не так уж много сомнений, что к концу 2020 нас ожидает нечто красочное и грандиозное! ))