Россия готова создать в Поднебесной свою торговую продовольственную сеть и уже активно действует в этом направлении. Выход на столь масштабный рынок влечет за собой, конечно, большие риски, но одновременно открывает и большие возможности. Уже сегодня в Китае отмечается огромный спрос на мясо российского производства, и грех не воспользоваться открытой дверью. Только в апреле восточный сосед получил первую партию замороженной говядины, а уже в июне выдал разрешение на поставку охлажденной — событие, которое поспешили назвать знаковым.
Право, правда, получили не все поголовно, а, как уведомило Главное таможенное управление КНР, аттестованные в январе этого года поставщики. Таковых пока всего два. Это группа компаний "Заречное" и ООО "Брянская мясная компания", входящее в агрохолдинг "Мираторг". Оба занесены в реестр аккредитованных для экспорта охлажденной говядины поставщиков из РФ, размещенный на сайте ГТУ. Судя по перечню видов дозволенной к ввозу продукции, с нынешнего июня, кроме охлажденного мяса говядины на кости и без оной, разрешена поставка сухожилий и жира. Полуфабрикатам и субпродуктам, таким как печень, сердце и прочее, пока в пересечении российско-китайской границы отказано.
Возможность выхода на рынок говядины КНР российские производители, как уже сообщало EADaily , получили в начале этого года (до того Поднебесная закупала только тушки птицы и соответствующие субпродукты). Мариновали их — производителей — долго: разрешения пришлось ждать семь лет с лишним, и, если бы не чума свиней в Китае, более чем на треть выкосившая поголовье парнокопытных прошлым летом, вопрос, вероятно, решался бы еще не один месяц. Сегодня торгпредство РФ в КНР отмечает "колоссальный" спрос на мясо из России, там получают десятки писем от местных компаний, которые заинтересованы в сотрудничестве.
Традиционная свинина занимает сегодня львиную долю в условном мясном меню Китая. Из-за той же чумы свиней, правда, ее потребление снизилось с 56 млн тонн в год до 33 млн тонн, но это временная сдача позиций, она свое наверстает и, по мнению экспертов, объемы внутреннего производства продолжат расти. Однако чем лучше живут китайцы (а их благосостояние стабильно повышается), тем значительней спрос на другие виды мяса, в том числе на говядину. Сегодня это спрос уже не на говядину как таковую — китайцы все чаще отдают предпочтение мясу охлажденному, а не замороженному (что касается парного, то на тамошних прилавках его все меньше по ряду внутренних причин, включая закрытие рынков и переход к централизованному убою скота), поскольку оно более высокого качества, даже уровня — это премиальный продукт.
В Китае в целом едят все больше мяса и денег на него не жалеют — сейчас жители Поднебесной выкладывают за него вкупе более $ 10 млрд. В прошлом году китайцы употребили более 8 млн тонн говядины, а сами произвели менее 7 млн тонн. Разницу, понятное дело, компенсировали импортом. К 2030 году общий объем спроса на мясо в КНР может достичь 162,5 млн тонн, по прогнозу Центра политической конъюнктуры (для сравнения: в 2015-м китайцы съели 87,5 млн т этого продукта, в том числе 57,4 млн т свинины). Доля охлажденной говядины на сегодня занимает около 20% - почти пятую часть этой разновидности мяса. Ввоз ее в Китай с почти нулевой отметки в 2007 году в 2017-м в убойном весе составил 6 558 тонн. Это капля в море, конечно. Но, по мнению аналитиков, спрос на эту позицию будет расти, к 2027 году она займет 60−70 процентов рынка. По информации той же Таможни Китая, в целом импорт говядины по итогам 2019 года вырос почти на 60 процентов к предыдущему — до 1 млн 660 тыс. тонн. Ожидается, что в 2020-м он достигнет 2,2 млн тонн.
Россия рассчитывает занять часть этого необъятного рынка (несмотря на то, что конкуренция там жесточайшая), в том числе и с помощью своей торговой сети, а лучше — торговых сетей. Как сообщало EADaily , тот же "Мираторг" уже прорабатывает линейку продуктов для ретейла в Китае.
"Вместе с торговой сетью на местный рынок придет масса поставщиков, фактически это открыло бы еще одно окно для поставки российских товаров", — полагает торговый представитель РФ в Китае Сергей Инюшин.
По его мнению, это "большой и сложный проект, поэтому он, скорее всего, не обойдется без политической поддержки".
Первые шаги российского ретейла в Китае предполагаются если не робкими, то скромными. Для начала видится достаточным закрепиться в каком-нибудь городе или даже квартале, например в известном теперь каждому землянину Ухане или малознакомом Чунцине, где тем не менее, по словам Инюшина, спрос на продукцию из России довольно высок, чтобы удачно стартовать. Торгпред настроен вполне оптимистично и допускает возможность, что российскую торговую сеть мы увидим в Китае уже в ближайшем будущем. Если, конечно, найдем новые подходы и новые пути. Один из таких путей только что опробован с участием того же Чунцина.
Этот город центрального подчинения расположен в Центральном Китае. По данным на 2009 год, в нем проживало 32,75 млн человек (имеется в виду так называемый Большой Чунцин). Российской розницы там пока нет, зато наконец появилось российское мясо птицы, доставленное новыми для этого товара торговыми путями. В конце мая в Чунцин прибыл первый состав с замороженной курятиной из РФ. Груз был доставлен железной дорогой по схеме внутреннего таможенного транзита, поэтому путешествие заняло менее двух недель. До того курятину в Китай завозили только морем, где на дорогу уходит полтора-два месяца. Но скорость доставки — это лишь один из плюсов: благодаря вышеуказанной схеме российский поставщик получил прямой доступ ко всему Центральному Китаю, где, по оценке торгпредства, спрос на продукцию из РФ огромный. Ну а сейчас, при пандемии коронавируса, "новый птичий путь" видится поистине спасительным средством для экспортеров: в разгар бедствия многие китайские порты оказались парализованы, рефрижераторов не хватало, судам пришлось долго ждать своей очереди и даже уходить на разгрузку в соседние страны.
Другое дело, что тарифы на ж/д перевозки значительно выше морских, и поставщики на это сетуют хором и по одиночке, однако надеются, что вопрос удастся утрясти, например с помощью субсидий.
На разработку нового логистического маршрута — по железной дороге — у торгпредства РФ в Китае ушел год. Теперь продукцию аккредитованных для экспорта в Поднебесную российских компаний можно поставлять через неаттестованные для ветконтроля и инспекции пограничные пункты "Манчжурия" и "Суйфэньхэ", а так называемую таможенную очистку проходить уже позже, например в том же Чунцине или Чэнду — это пока конечные точки маршрута, где имеются свои аккредитованные пункты ветконтроля. Можно, кроме того, воспользоваться такими пунктами на сухопутной границе, как "Алашанькоу", "Хоргос", и другими, тоже аккредитованными для пропуска мясной продукции, где ветконтроль и инспекция проводятся, как отмечают в торгпредстве РФ, по выбору импортера — допустимо эти операции отложить и до прибытия груза в Чунцин или Чэнду.
Новый, сухопутный путь опробуют на мясе птицы. Вышеуказанная первая партия замороженной говядины "Брянской молочной компании" добиралась из России привычным путем — морем. В марте 200 тонн было отправлено во Владивосток товарным поездом, в китайский порт Нанша (провинция Гуандун, Южный Китай) груз пришел в конце апреля.
Что касается второго аккредитованного экспортера говядины, группы компаний "Заречье", то он, по данным, размещенным на инвестпортале Воронежской области, собирается начать поставки в КНР уже в этом месяце. Как признались в компании, решение принято под грузом обстоятельств, связанных с пандемией коронавируса: до известных событий ГК в основном поставляла свою продукцию в российские рестораны, которые пали одной из первых жертв Covid-19. "Заречье" является производителем говядины "наивысшего класса", его вотчины — Воронежская и Калужская области. На сегодня продукция ГК, как отмечается на сайте компании, представлена двумя брендами высококачественной охлажденной говядины — "Праймбиф" и "Заречное". Ее час как раз и пробил (напомним, что до июня в Поднебесную разрешалось ввозить исключительно замороженную).
Не только Россия стремится на китайский рынок говядины, но и Китай ратует за расширение списка его российских поставщиков. Но пока очереди претендентов не видно — настолько строги требования к качеству продукции. Это тот случай, когда много званых, но мало избранных. Чтобы попасть в реестр, нужно соблюсти массу условий. Кроме возрастного ценза в 30 месяцев для кандидата на убой из разряда КРС (крупного рогатого скота то есть), требуется, например, высокий зоосанитарный статус, он же компартмент. Согласно приказу Россельхознадзора, компартмент бывает четырех уровней: I — незащищенные от угроз хозяйства, II — хозяйства низкого уровня защиты, III — среднего и IV — высокого уровня защиты. В Китай можно попасть только по последнему. Он отличается соблюдением строгих правил проверки кормов, доставляющего их транспорта, спецодежды работников, расположением вдали от предприятий с более низким статусом и еще массой условий.
Тем не менее выйти на китайский рынок мяса в общем удается. По данным того же Главного таможенного управления, в первом квартале 2020 года — впервые за последние несколько лет — существенно изменилась структура российского экспорта в КНР. Поставки сельхозпродукции и продуктов питания обогнали древесину и заняли второе место после "нашего всё" — минерального топлива (кстати, обогнали древесину и цветные металлы, оттеснив ту на 4-ю позицию). Их экспорт увеличился более чем на треть и в сумме превысил $ 1 млрд.
ФГБУ "Центр Агроаналитики" в последнем ежемесячном обзоре рынка молока и говядины за апрель отмечает в том месяце рост экспорта говядины в натуральном и стоимостном выражении по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. За месяц он достиг $ 2,4 млн — это плюс $ 0,6 млн к нынешнему марту. Главным образом в апреле российская говядина шла в Китай (на $ 1,86 млн) и Вьетнам (на $ 0,25 млн). В основном это были мороженые отрубы КРС. В Китай отправлено таковых на $ 1,74 млн. И, как можно догадаться, почти весь этот апрельский экспорт осуществлялся из Брянской области — в целом, включая те же отрубы, оттуда ушло товара на $ 2,34 млн.
То, что китайские правила хоть и драконовские, но преодолимые, свидетельствует и рост числа российских поставщиков мяса птицы (не только курятины) на рынок Поднебесной. Тушки и субпродукты на сегодня в КНР отправляют уже 40 предприятий РФ, и это не предел. Соглашение на поставки было подписано в ноябре 2018-го, тогда разрешение получили 23 экспортера. В 2019 году в Китай из России ушло всего 62,6 тысячи тонн продукции в целом на $ 141,4 млн. Основные поставщики — Московский регион (за 15,6 тыс. т выручили $ 38,3 млн), Ставрополье — 16,2 тыс. т ($ 35,8 млн), Брянская область — 5,1 тыс. т ($ 15,7 млн), Белгородская область — 7,1 тыс. ($ 14,9 млн), Краснодарский край — 5,8 тыс. т ($ 9,5 млн долларов). За 4 месяца 2020-го Россия поставила в Китай 51 тысячу т мяса птицы на $ 95 млн. Сергей Лахтюхов, гендиректор Национального союза птицеводов, на днях заявил, что общий объем экспорта по итогам 2020 года составит не менее 250 тыс. тонн.
С нетерпением ждут своего часа и российские производители свинины. Они готовы поставить в Китай 300−350 тысяч тонн своей продукции в год на $ 1 млрд в нынешних ценах, как только их пригласят на этот соблазнительный рынок, составляющий почти половину всего мирового экспорта (хотя в какой-то мере они одной ногой уже там — если, конечно, Гонконг считать Китаем).
"Выход на рынок Китая может кардинальным образом изменить ситуацию в отрасли в лучшую сторону. Из-за дефицита свинины Китай кратно увеличит импорт продукции свиноводства — до 4,5 млн тонн в 2020 году и до 3−3,5 млн тонн в 2021—2025 годах", — об этом говорили на стратегической агросессии по развитию отрасли, прошедшей в начале июня под эгидой Россельхозбанка.
Большим плюсом для производителей свинины, конечно, является наличие собственных розничных точек и даже сетей. Владимир Маслов, глава совета директоров ГК "Агроэко", заявил, что группа рассчитывает на открытие экспорта в Китай, а пока важно работать над повышением производственной эффективности, снижением затрат и расширением внутренних рынков сбыта.
"Хорошие перспективы роста имеют магазины у дома или мясные лавки, поэтому мы планируем эти каналы развивать", — отметил он.
Гендиректор ГК "Агропромкомплектация" Сергей Новиков тоже высказал намерение развивать внутренний ретейл.
"Мы опробовали работу в рознице: у нас около 110 собственных торговых точек. Планируем и дальше двигаться в направлении небольших розничных торговых лавок и рассчитываем иметь до тысячи своих торговых точек по Центральному федеральному округу", — поделился он планами.
Кстати, на аналогичной сессии 18 июня, но только по развитию российского птицеводства, вопрос экспорта не стоял так остро, хотя говорилось о "необходимости развития экспортных направлений для российского мяса птицы".
"Наша отрасль достигла баланса спроса и предложений, — сказал, в частности, Андрей Терехин, глава управления экспорта ТД „Черкизово“, которого цитирует пресс-служба Россельхозбанка. — Любое дальнейшее развитие птицеводства будет связано с реализацией экспортных возможностей, так как по ряду позиций мы имеем элемент перепроизводства… Инвестиции в заморозку, высокое качество холодильного оборудования — это одно из ключевых направлений для инвестиций со стороны компаний, которые предполагают развитие экспорта".
До стратегической агросессии по говядине пока еще дело не дошло, вчера состоялось лишь второе мероприятие из этой серии.
Но вернемся к российскому ретейлу в КНР… Авангард уже, можно сказать, сформирован: поставки мяса птицы растут, свиноводы готовы выйти на китайский рынок по первому свистку. Слово за производителями говядины, которым уже дали зеленый свет, но которых пока мало. Понятно, что выращивать крупный рогатый скот, тем более по высшему разряду, не так просто, как кур, индюшек или даже хрюшек, однако опыт других стран, уже освоившихся на китайском рынке говядины, например Австралии и Бразилии, показывает, что это реально. Хотя очевидно, что китайскую Таможню на кривой козе не объедешь…
Наталия Беспалова
|