За последние несколько месяцев мировые центральные банки, прежде всего Федеральная резервная система США, во второй раз за последние двадцать лет спасли мировую экономику от полного краха. Понимая, как близок был капитализм к системному сбою в 2008 году, они пустили в ход "тяжелую артиллерию", доступную в рамках монетарной политики, закачивая триллионы долларов в гигантский мировой денежный пул и создавая богатство из ничего.
Со 2 марта совокупные активы ФРС увеличились более чем наполовину. С 2008 года баланс ФРС вырос до 30% от размера экономики США. Чиновники из ЦБ, похоже, уверены, что общество отнесется к их действиям с одобрением.
"Пожарных никогда не критикуют за то, что они используют слишком много воды", — заявил управляющий Банка Канады.
Подобная уверенность не оправдана. И левые, и правые имеют все основания приветствовать чрезвычайные меры ФРС по спасению, но новые деньги, хлынувшие на рынки частного капитала, неизбежно окажутся у богатых. При отсутствии демократической легитимности и социальных преобразований усилятся позиции тех, кто выступает против такой практики руководства — правых популистов.
В своей недавней книге французский экономист Томас Пикетти отмечает, что центральные банки оказались единственными эффективными органами государственного управления. И, по его мнению, это не очень хорошо. "Монетарный активизм" предполагает расстановку приоритетов при оказании финансовой помощи для предотвращения мирового экономического коллапса, но это также тактика уклонения. При этом власть получают технократы, а демократия ограничивается. Для справедливого распределения средств необходимо обсудить вопросы, связанные с налогообложением, политикой и бюджетом.
Совместные усилия
Как выразился председатель ФРС Джером Пауэлл, центральный банк может выдавать кредиты, но не может взимать налоги и тратить. "Принимать решения о том, куда нам, как обществу, следует направить наши коллективные ресурсы" должна избирательная власть. В последние два месяца он едва ли не упрашивал Конгресс проявить активность и четко обозначить направление и масштаб политики.
Левые вполне могут благодарить центральные банки за предоставленные доказательства того, что печатный станок будет работать без явных ограничений. Экономисты не видят никаких признаков инфляции. В последние недели одни стали беспокоиться по поводу инфляции, а другие встревожены обратной тенденцией — дефляцией. Дополнительную ликвидность так и не удалось превратить в заметный рост.
Из-за этого активная роль государства в трудоустройстве людей на стабильные рабочие места — в зеленой энергетике, строительстве, искусстве, здравоохранении, образовании — приобретает еще большее значение. Государственные расходы на Новый курс помогли преодолеть Великую Депрессию в 1930-х годах, так почему бы не создать для этого Зеленый новый курс? Маловероятно, что центральные банки станут союзниками в борьбе с изменением климата. Возможно, эта последняя интервенция могла бы, наконец, подтолкнуть их к идее "зеленого количественного смягчения", активно поддерживая декарбонизацию за счет покупки зеленых облигаций.
Противодействие
Со своей стороны, Республиканцы испытывают облегчение от того, что ФРС спасла экономику от краха, благодаря чему Дональд Трамп по крайней мере получил шанс провести предвыборную кампанию на фоне восстановления. Хотя безработица зашкаливает, а сотни американцев продолжают умирать от Covid-19, худшие опасения фондового рынка, похоже, удалось ослабить за счет действий Конгресса и обещания ФРС скупать облигации без ограничений. Но ни одна из сторон не может чувствовать себя в безопасности под защитой никем не избранной власти, такой как центральный банк.
Денежная политика имеет свойство быстро трансформироваться. В прошлом месяце Конституционный суд Германии вынес неожиданное постановление о том, что Европейский центральный банк, возможно, превысил полномочия, создав такое количество дешевых кредитов, и это угрожает успешной борьбе с кризисом в рамках монетарной политики. Через несколько дней Виктор Орбан предположил, что венгерская Конституция может получить приоритет над решениями Европейского суда в том, что касается обращения с беженцами в его стране.
Каких политических существ могут породить печатающие деньги центральные банки? Подобные намеки были в прошлом. Десять лет назад деятельность ФРС активизировала движение чаепития, выступавшего под лозунгом "хватит с нас налогов". Республиканцы нанесли ответный удар, чтобы установить контроль над Палатой представителей в 2010 году и в конечном итоге над Конгрессом. Выступая против президента Барака Обамы, Республиканская партия тормозила усилия по восстановлению и активной реформе здравоохранения. Теперь США расплачиваются за это неэффективной системой здравоохранения в условиях пандемии, жертвами которой стало непропорционально много афроамериканцев.
Есть все основания полагать, что на этот раз реакция на действия ФРС со стороны правых может быть более острой, и не только потому, что масштабы расходов и бедствий стали больше, но также из-за роста радикальных настроений.
Золотые жуки
У центральных банков много врагов. Президент Трамп назвал ФРС "врагом", лишая ее той самой демократической легитимности, без которой она не может существовать. В последние годы усилилось влияние либертарианцев, которые отвергают все формы "фиатной валюты", не обеспеченные драгоценными металлами. Их также называют "золотыми жуками". Вероятно, самым известным золотым жуком-либертарианцем в США является Рон Пол, чье требование "покончить с ФРС" пронизывало всю его кампанию в 2008 году. Его сын, сенатор Рэнд Пол из Кентукки, а также сенатор Тед Круз из Техаса тоже высказались в поддержку золотого стандарта. Возврат к валюте, привязанной к ограниченным золотым запасам, мог бы стать основой для жесткой экономии, препятствуя росту кредитов и государственных расходов, которые были бы необходимы для устранения неравенства.
В немецком Бундестаге заседает другой золотой жук, бывший консультант по драгоценным металлам Петер Берингер. Его партия "Альтернатива для Германии" была основана профессорами экономики в 2013 году из-за несогласия с монетарной политикой, проводимой Европейским центральным банком, и мерами по борьбе с кризисом в еврозоне.
Еще один золотой жук теперь ждет назначения в ФРС. Конгресс планировал провести голосование по кандидатуре Джуди Шелтон в совет управляющих ФРС, но недавно оно было отложено. Прежде чем перейти к свободной монетарной политике Трампа, Шелтон в прошлом неоднократно призывала вернуться к "твердым деньгам" золотого стандарта, руководствуясь при этом учениями Людвига фон Мизеса и Фридриха Хайека.
Деньги должны служить людям
На данный момент, несмотря на сильное противодействие, ФРС получает широкое одобрение со стороны общественности. Избирательная власть должна воспринимать эту поддержку как знак того, что люди не отвергают участие правительства в работе рынка в чрезвычайной ситуации.
У законодателей есть время, чтобы понять это и начать сотрудничать с центральными банками, чтобы разработать экономические меры, позволяющие снизить неопределенность и смягчить трудности даже после коронавируса. Центральные банки могут способствовать созданию более равноправного и справедливого общества, но они никогда не смогут сами создавать. Деньги должны служить людям, а не наоборот.
Подготовлено Profinance.ru по материалам The Guardian
|