Недавно Deutsche Bank, один из крупнейших банков Европы, обратился к сотням своих менеджеров с просьбой о добровольном отказе от получения ежемесячной заработной платы, в соответствии с принятой руководством банка программой сокращения убытков. Высокопоставленные менеджеры официально отказались от зарплаты в попытке сохранить себе работу. Как объяснил глава правления банка Кристиан Зевинг, «это решение является частью программы снижения издержек».
Deutsche Bank уже на протяжении некоторого времени реализует масштабную программу экономии, призванную восстановить баланс после нескольких лет убытков. К концу 2022 года банк планирует сократить численность своих штатных сотрудников по всему миру примерно на 18 тысяч человек, и довести ее до 72 тысяч человек. После глобального финансового кризиса 2008 года, который потряс до основания финансовую систему, Deutsche Bank постоянно находился в кризисной ситуации и испытывал серьезные трудности с балансированием своих финансов, причем многие эксперты уже тогда считали, что его выживание находится под вопросом. Однако, ситуация стала заметно ухудшаться с 2016 года, когда банк зафиксировал чистые убытки в объеме почти 7 миллиардов евро. В 2018 году Международный валютный фонд официально признал, что DB является «величайшим источником риска среди системно значимых банков мира».
В 2019 году было объявлено о слиянии Deutsche Bank и Commerzbank. Целью этого решения была попытка урегулировать финансовый кризис. Однако, германские монетарные власти наложили вето на эту сделку, опасаясь, что вместо спасения DB слияние может привести к уничтожению Commerzbank, второго по величине банка Германии. В июле того же года Кристиан Зевинг объявил о масштабной реструктуризации финансового гиганта, в рамках которой предстояло увольнение тысяч сотрудников по всему миру. «Я сожалею, что для сохранения нашего банка мы вынуждены пойти на массовые сокращения персонала», сказал тогда председатель правления, объяснив, что «это отвечает долгосрочным интересам организации», поскольку ситуация такова, что требует самых решительных действий. Сегодня, аналогичным образом, банк снова наносит ущерб своим сотрудникам, пытаясь «снизить издержки» – он прекращает платить им зарплату, вместо того, чтобы уволить.
В начале 2020 года руководство Deutsche Bank разработало план, предусматривающий сокращение расходов приблизительно на 2 миллиарда евро и доведение этого показателя с 21,5 до 19,5 миллиарда евро. Однако, разрушительная пандемия нового коронавируса уже радикально изменила все эти планы, поскольку только в первом квартале нынешнего года банк понес убытки в размере более 5,6 миллиарда евро, что уже означает 15-процентное превышение расходов в квартальном исчислении.
Судя по всему, ситуация развивается наихудшим образом, и никаких хороших новостей для Deutsche Bank не предвидится. Американские официальные лица полагают, что Deutsche Bank был якобы причастен к финансовому мошенничеству Джеффри Эпштейна, который в июле 2019 года бал арестован по обвинению в торговле живым товаром и, согласно официальной версии, совершил самоубийство в федеральной тюрьме. Deutsche Bank не только предоставлял ему крупные займы, но также открыл для Эпштейна большое количество банковских счетов на вымышленные имена. Согласно информации New York Times, Управление финансовых услуг Нью-Йорка до конца июля нынешнего года объявит о введении серьезных санкций против немецкого банка, что, вне всяких сомнений, нанесет еще больший ущерб его финансовому состоянию и может увеличить вероятность банкротства.
В настоящее время DB представляет собой основную опору европейской экономики, несмотря на свою хрупкость и многочисленные финансовые проблемы. В его собственности находится много активов Италии, Испании, Португалии и других европейских стран. Наибольший страх этих стран заключается в том, что если из-за дальнейшего ухудшения экономического положения или банкротства Deutsche Bank будет вынужден распродавать эти бумаги по низким ценам, чтобы погасить свою задолженность, это может реально обрушить несколько европейских экономик.
В прошлом году Совет по финансовой стабильности (международная организация, созданная странами Большой двадцатки) выпустил доклад со списком так называемых «слишком больших, чтобы рухнуть» банков и финансовых учреждений, размер и мощь которых настолько велики, что их банкротство может повлечь за собой системный глобальный кризис, сопровождающийся «эффектом домино». Последствия такого события невозможно предсказать, но очевидно, что они будут беспрецедентными и угрожающими выживанию всей глобальной финансовой системы.
Этот список, в сущности, является предупреждением для правительств тех стран, где находятся эти финансовые институты: в случае банкротства государство будет вынуждено пойти на вливание денег из своих резервов, чтобы спасти их и, таким образом, избежать мирового кризиса. Однако, следует отметить, что список был составлен до начала нынешней пандемии, а в теперешней ситуации спасение банков во многих случаях может оказаться непростой задачей.
Что европейские правительства будут делать со своими финансовыми институтами на фоне социального, экономического и политического хаоса, вызванного новым коронавирусом? Станет ли правительство Германии инвестировать государственные резервы в Deutsche Bank, чтобы спасти его? И вообще, отвечает ли по-прежнему спасение финансового капитализма интересам европейских правительств?
Многие вопросы остаются без ответа. Фактически, можно с полной уверенностью сказать, что судьба Deutsche Bank, без масштабной государственной помощи, предрешена – крах и полное банкротство. Если это произойдет, высока вероятность тектонических изменений в мировой финансовой системе, которые, возможно, положат конец нынешнему «финансовому веку».