Чтобы поддержать экономику в условиях пандемии, Федеральная резервная система США в конце марта объявила о беспрецедентной скупке активов. Это действительно помогло в разгар кризиса. Но аналитики предупреждают: избыточная ликвидность в итоге надувает очередной пузырь, который может лопнуть, обрушив все рынки.
Необоснованный рост
Чтобы успокоить инвесторов, ФРС в марте дважды снизила ключевую ставку, опустив ее в итоге до 0-0,25% годовых. Также регулятор запустил программу скупки гособлигаций на 500 миллиардов долларов и ипотечных ценных бумаг — на 200 миллиардов.
В предыдущий раз к таким методам прибегали десять лет назад, в период общемирового финансового кризиса. Дональд Трамп приветствовал эти меры, но попросил ФРС действовать еще решительнее.
В конце марта Федрезерв сообщил, что не намерен ограничивать количественное смягчение и выкупит с рынка столько гособлигаций и ипотечных бумаг, сколько потребуется. Также регулятор запустил несколько новых программ кредитования.
Это стабилизировало ситуацию — рынок акций двинулся вверх. С минимумов 23 марта индекс S&P 500 поднялся более чем на 40%. Как отметил глава Федрезерва Джером Пауэлл, все задействованные инструменты оказались эффективными.
Но экспертов сложившаяся ситуация настораживает: бушует глобальная пандемия, экономика находится в свободном падении (во втором квартале ВВП может недосчитаться 40%, а безработица взлететь до 25%), но фондовый рынок растет. Очевидно, стимулы ФРС внушают инвесторам ложные надежды.
Как отмечает основатель инвестиционного фонда Appaloosa Management Дэвид Теппер, лишь однажды в истории котировки акций американских компаний были более завышенными, чем сейчас, — в 1999 году, накануне «кризиса доткомов», обвалившего рынки.
«К концу июня соотношение цены акций к прибыли для индекса S&P 500 превзойдет экстремальные уровни «пузыря доткомов» 2000 года», — прогнозирует главный экономист инвестиционной компании Alliance Berstein Джозеф Карсон.
«Разрыв между рынками и экономическими реалиями никогда не был таким большим», — подтверждает Мэтт Кинг, глава департамента глобальной кредитной стратегии Citigroup.
Ждут обвала
Общие расходы ФРС на поддержку экономики и рынков достигли 30% ВВП. «Макроэкономические показатели при таком потоке ликвидности не имеют особого значения», — говорит Исаак Болтански, руководитель политических исследований Compass Point Research & Trading.
«Ралли акций явно не обусловлено фундаментальными факторами — это результат вливания ликвидности Федеральной резервной системой», — соглашается Торстен Слок, главный экономист Deutsche Bank Securities.
Это притом что в первом квартале американские компании сообщили о рекордном снижении прибыли — до значений кризисного 2009-го. Во втором квартале ситуация еще сильнее ухудшится из-за обвала продаж и объемов производства на фоне эпидемии коронавируса.
Ожидания, что стимулирующая политика ФРС и избыточная ликвидность, которой регулятор накачивает рынок, улучшат платежеспособность компаний, не подтвердились. Как только инвесторы осознают масштабы падения корпоративной прибыли, фондовый рынок посыплется, полагают эксперты. Тем более что регулятор пообещал покупать и высокодоходные корпоративные облигации, то есть бумаги с высоким риском дефолта.
Как указал на прошлой неделе финансист Стэнли Дракенмиллер, управлявший фондом Джорджа Сороса, сейчас соотношение риска и доходности на рынке акций наихудшее за всю его карьеру. Поэтому, предупреждают эксперты, нет никаких гарантий, что ралли продолжится.
Манипуляции американского регулятора могут дорого обойтись мировой экономике. Фонды и биржевые игроки лишились возможности делать ставки на понижение, что грозит обвалом рынка акций США, а следом и всех остальных.