Впервые в истории судоходства танкер с российским СПГ прошел по Северному морскому пути (СМП) в мае — на два месяца раньше обычного. Через льды газовоз провел ледокол "Ямал".
"31 мая 2020 года в 06:00 мск газовоз „Кристоф де Маржери“ успешно завершил переход по трассе Северного морского пути (СМП) в рамках выполнения коммерческого рейса по доставке партии СПГ проекта „Ямал СПГ“ в КНР", — сообщила пресс-служба "Совкомфлота". В компании отметили, что продолжительность перехода из порта Сабетта до мыса Дежнева составила 12 суток: "Судно преодолело дистанцию в 2563 морских мили, поддерживая безопасную для данных условий плавания скорость.
На переходе по СМП газовоз двигался в сопровождении атомного ледокола "Ямал" (ФГУП "Атомфлот"). Самые сложные участки трассы — припайные льды пролива Вилькицкого, ледовые поля в Восточно-Сибирском и Чукотском морях, где наблюдалось сильное торошение и ледовое сжатие — танкер форсировал при поддержке ледокола, по проложенному "Ямалом" каналу".
По данным Marinetraffic, 11 июня танкер СПГ планирует прибыть в порт Цзинтан на севере Китая.
Ранее заместитель директора Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Алексей Гривач рассказывал EADaily, что "Ямал СПГ" проводит эксперимент. "Компания вместе с акционерами, которые являются основными покупателями, ищет возможности оптимизировать расходы и сократить поставки в Европу, где наблюдается ценовой коллапс", — говорил эксперт.
Еще до запуска "Ямал СПГ" его акционеры заявляли, что львиная доля производимого сжиженного газа предназначается для Азии, чтобы не создавать конкуренцию российскому трубопроводному топливу. Однако в прошлом году большую его часть экспортировали в Европу, где были более выгодные цены. В этом году на рынке обострилась ситуация из-за переизбытка газа и цены на топливо в условиях падения потребления из-за карантина упали до рекордных значений. По данным Федеральной таможенной службы России, в марте экспорт российского СПГ снизился почти на 42%. Тем временем Китай быстрее остальных стран восстанавливает спрос на энергоресурсы.
Как сообщало EADaily, около 30% в проекте "Ямал СПГ" принадлежит компании CNPC и Фонду Шелкового пути из Китая. И у CNPC заключен контракт на поставку 3 млн тонн ямальского СПГ в год.
По данным "Новатэка", доставка СПГ по СМП сокращает время пути в Китай на треть. А гендиректор "Атомфлота" Вячеслав Рукша рассказывал "Коммерсанту", что себестоимость доставки тонны СПГ в китайский Яньтянь через бельгийский Зебрюгге — $ 91,5, по северному маршруту — $ 64, соответственно. Разница — $ 20−25 за тонну и до $ 35 за тысячу кубометров. За раз танкер "Кристоф-де-Маржери" может доставить 100 млн кубометров. Руководитель "Атомфлота", правда, замечал, что навигация по Северному морскому пути возможна лишь шесть месяцев в году.
|