Сейчас, когда мир начинает постепенно приходить в себя от вирусного шока, главным вопросом становится то, как максимально быстро вернуть себе экономическую форму. И как защититься от возможного повторения пандемии. Хотя в информационном пространстве преобладают мрачные прогнозы, мы считаем, что именно сейчас перед Россией открывается редкая возможность – исправить прошлые ошибки без больших потрясений.
Глубина падения
Из-за длительного режима нерабочих дней апрель нанёс российской экономике тяжёлый удар. Однако он не стал разрушительным, как предсказывали многие аналитики. Так промышленное производство сократилось на 6,6% по сравнению с апрелем прошлого года, в то время как самые оптимистичные прогнозы предсказывали сокращение на 8%, а самые пессимистичные – на 25%. На фоне большинства стран мира, мы выглядели неплохо – в Польше промпроизводство рухнуло почти на 25%, на Украине – на 16%, в США – 15%. А вот в Китае показатель вырос на 3,9% благодаря тому, что пик эпидемии он прошёл раньше остальных.
В России в мае результаты тоже будут гораздо лучше апрельских, впрочем, и в апреле некоторые отрасли тоже показали рост – это металлургия, отдельные виды пищевой, химической промышленности, производство медицинских изделий и другие.
Однако действительно драматичным стало падение в секторе услуг. Показатель PMI опустился до минимального уровня с 2001 года, когда его начали измерять. Это важный момент для понимания дальнейшего хода рассуждений. Вернёмся к ним после краткой сводки позитивных новостей.
Время новостей
На Балтийском заводе заложен уже четвёртый по счёту атомный ледокол проекта 22220.
В Нижегородской области спущено на воду пятое судно на подводных крыльях «Валдай 45Р».
В Рыбинске спущен на воду головной патрульный катер проекта «Ламантин».
На «Невском судостроительно-судоремонтном заводе» - головной грузопассажирский паром «Адмирал Невельской».
В Астрахани – плавкран для ВМФ.
На заводе «Красное Сормово» - сухогрузный теплоход.
Принято в эксплуатацию первое экологическое судно, построенное специально для очистки озера Байкал.
В Ленинградской области заложено два новых краболова.
В Санкт-Петербурге началась резка металла для строительства первого пассажирского судна проекта А45-90.2.
Ростсельмаш представил первый серийный кормоуборочный комбайн семейства F.
Стартовали продажи двух новых версий вездеходов ГАЗ Садко Next.
В Башкирии запущено производство зеркал. В Ставропольском крае – швейное производство. В Ярославле – рыбное. В Волгоградской области – после шестилетнего простоя начал работать завод бурового оборудования. На Волгоградском алюминиевом заводе стартовало новое производство протекторов для судостроения.
Спокойное место
Вы, конечно же, заметили, что в сводке этой недели преобладают новости судостроения. И это не мы их так специально подобрали, это реальный срез текущей активности. Всё дело в том, что в судостроении производственный цикл занимает в среднем 5 лет и сейчас отрасль продолжает работать благодаря решениям, которые были приняты несколько лет назад. Это делает её устойчивой к кризисам и помогает людям сохранить рабочие места и доходы. И это первый важный урок текущей ситуации.
Второй, опять же на примере судостроения, в том, что ориентирование именно на внутренний спрос позволило отрасли почти безболезненно пройти через испытание. Да, Россия далеко не лидер в этой сфере, первая тройка мировых игроков это Китай, Южная Корея и Япония. Однако они завязаны на внешние контракты, которые радикально сократились в связи с пандемией. Так Китай в этом году потерял 50% загрузки, а инвестиции в мировое судостроение, вообще, снизились до минимума за 11 лет.
В это время перед отечественной отраслью стоят совсем другие вызовы.
Наш потенциал
Потенциал внутреннего российского рынка огромен. Нам сегодня не хватает буквально всего. Если даже не брать в расчёт военный флот, то только для Севморпути необходимо 107 судов высокого ледового класса - от балкеров до свермощных ледоколов. Огромная потребность в современных судах у речного флота, совершенно не раскрыт потенциал внутреннего пассажирского судоходства. То есть, чтобы насытить только внутренний рынок, имеющиеся предприятия должны непрерывно работать несколько десятилетий. А это мы ещё не берём в расчёт планы «Росатома» по контейнеровозам, о которых мы рассказывали в прошлом году.
Так что же мешает?
Мы банально не умеем. При том, что Россия строит лучшие в мире атомные подводные лодки и ледоколы, строить элементарные краболовы мы разучились. Только на прошлой неделе был передан заказчику первый в новейшей истории отечественный краболов «Русь», да и то, пока что он содержит немало иностранных комплектующих. Так почему же так вышло?
Ошибки прошлого
Взгляните на это красноречивое фото. На нём вы видите научно-исследовательское судно «Степан Малыгин», которое в 90-ые переквалифицировалось в паром для доставки на Дальний Восток поддержанных японских машин. В этом кадре вся трагедия, которую мы пережили и не можем во многом исправить до сих пор. Российский рыболовный бизнес до последнего времени предпочитал покупать поддержанные краболовы в Японии и других странах, а не размещать заказы на российских предприятиях. И бизнес можно понять, потому что ему выгоднее купить пусть и старое, но рабочее судно, чем пять лет ждать выполнение заказа в России. Но этот порочный круг нужно было разорвать.
В 2019 году государство, фактически, обязало бизнес, желающий добывать краба, строить среднетоннажные рыбопромысловые судна длиной более 50 м стоимостью около 1 млрд рублей на отечественных предприятиях. Было много возмущения и страха, но иного пути не осталось. В итоге, отечественные верфи получили новую загрузку и учатся делать конкурентные суда, так как соперничество между российскими производителями никто не отменял. Можно считать, что одну из ошибок прошлого мы начали исправлять.
Изменить всё
На примере судостроения мы показали, как важно поддерживать системообразующие отрасли. Именно они, а не сектор услуг, в периоды кризисов помогают стабилизировать ситуацию. А кризисы будут всегда. Одно созданное рабочее место в судостроении даёт до 8 мест в смежных отраслях, в том числе в малом бизнесе. Это и металлургия и машиностроение и строительство и другое. Чем более длинную кооперационную цепочку создаёт предприятие, чем более она локализована внутри России, тем больше нужно поддерживать его государству.
В судостроении мы начали исправлять «ошибки молодости», но своей очереди ждут и другие важные сферы – от микроэлектроники до станкостроения. Текущий нефтекоронакризис ещё раз подсветил наши слабые стороны – чрезмерную зависимость от торговли сырьём и уязвимость ставки на сектор услуг как драйвер роста. Значит нужно воспользоваться шансом, перераспределить накопленные ресурсы так, чтобы сформировать более сбалансированную экономику. Потому что если у слесаря на судоремонтном заводе будет стабильный доход и работа, то сектор услуг не умрёт никогда. И это, пожалуй, самый главный вывод, который должен определить наше экономическое будущее на десятилетия вперёд. Воспользуемся им – и, действительно, изменим всё. В лучшую сторону.
Теперь о людях.
Время Человека
В Вологде бригада газовиков, приехав на вызов, случайно увидела тонущего в водоёме мужчину. Работники сообщили диспетчеру о необходимости вызова скорой помощи и бросились на берег, куда тонущего уже вытащили его друзья. Однако он не подавал признаков жизни, но благодаря первой помощи, которую оказал водитель аварийного автомобиля Александр Корешков, мужчина пришёл в себя и выжил.
Похожий случай произошёл на неделе в Башкирии, там парень вытащил из воды двух тонущих мальчиков. Но оказался настолько скромным, что просто ушёл, а городские власти теперь пытаются отыскать героя, чтобы поблагодарить.
По опыту мы знаем, что таких случаев с каждой неделей будет всё больше и, к сожалению, не все они закончатся столь счастливо. Друзья, берегите себя и своих близких, нас не так много, чтобы мы могли позволить себе терять людей по безрассудству.
…Мы желаем вам доброй и бодрой недели! Текст выпуска и первоисточники ищите по ссылке в описании. Подписывайтесь на наш канал, вступайте в наши группы и Клуб «Время – вперёд!», чтобы принимать участие в развитии проекта!