Строительство газопровода Baltic Pipe между Польшей и Даней более масштабное, чем о нем говорят, поскольку является частью большого европейского проекта, заявил в интервью Sputnik Литва эксперт по энергетике Борис Марцинкевич.
Еврокомиссия может выделять деньги только на те проекты, которые считаются региональными, однако Baltic Pipe финансирование получил, напомнил эксперт. Связано это с тем, что ЕК расширила рамки первоначальной задумки.
"Это некий региональный проект. После того, как газ поступает на территорию Польши, следующий магистральный газопровод, который уже начали строить, – GIPL, который соединит Польшу и Литву. Дальше по советской системе северное измерение газа имеет возможность добраться до Эстонии, где возникает еще один новый магистральный газопровод – уже построенный и запущенный в конце прошлого года Balticconnector – от территории Финляндии через Финский залив на территорию Эстонии", – объяснил Марцинкевич.
Эксперт выразил удивление по поводу того, как развивается проект, поскольку некоторые решения нелогичны. Первым был достроен трубопровод, соединяющий Эстонию и Финляндию, хотя в обеих странах нет газовых месторождений.
"Поскольку проект финансируют не энергетики, а политики, я впервые такое вижу. Есть газопроводы здорового человека, есть газопроводы курильщика. В обычном случае есть месторождение и от него пошли трубы", – сказал он.
"Говорить, что Baltic Pipe – это нечто интересующее только Польшу, уже не приходится, потому что Евросоюз деньги выделил. Евросоюз будет следить за тем, чтобы были построены все оставшиеся участки. Литовцы уверенно говорят, что никакой коронавирус не мешает ведению работ по строительству GIPL. Все у них в порядке", – добавил эксперт.
Марцинкевич напомнил, что у Польши с Россией заканчивается Ямальский контракт, который стороны продлевать не собираются. Также Варшава не планирует и вовсе закупать российское топливо у "Газпрома". В этом случае стране придется приобретать газ у тех государств, с которыми у нее есть трубопроводное соединение. Например, у Германии.
"Там [в Германии] есть два крупных поставщика, импортирующие большие объемы газа, – компании Wintershall и Uniper. Это компании – акционеры "Северного потока" и компании, которые финансируют строительство "Северного потока – 2". Соответственно, в том случае, если у Польши возникнет потребность в газе, а она возникнет в соответствии с прогнозом польской же компании, она немецкий газ и купит. У немцев с этим проблем нет, они купят сколько нужно у России и спокойно продадут Польше. Польша будет независима от российского газа, она будет покупать немецкий газ. Второй вариант – в том случае, если этот региональный проект заканчивается, Польша может покупать газ у Литвы. Литва купит сколько ей нужно газа у России и продаст Польше", – объяснил эксперт.
Он напомнил, что Латвия, Эстония и Финляндия создали единый региональный газовый рынок, который начал функционировать с 1 января. Они могут прекрасно работать, поскольку, по словам Марцинкевича, все три страны "100 процентов газа получают из России".
Литва, в свою очередь, подавала запрос на участие, однако официальных комментариев на этот счет нет.
"Был только такой словесный комментарий со стороны министра энергетики Литвы, что нам предложили для участия такие финансовые условия, что мы предпочтем подождать, пока эти условия изменятся. В переводе на русский это означает, что политики Латвии, Эстонии и Финляндии вовсе не уверены в благополучном завершении проекта Baltic Pipe, а у них уже все в порядке", – добавил он.
Польша и Дания договорились о строительстве Baltic Pipe еще в 2017 году и подписали соответствующий меморандум. Ожидается, что стоимость проекта составит почти 1,7 миллиарда евро, а пропускная способность газопровода – десять миллиардов кубометров газа в год.