Начало пандемии коронавируса в России многим запомнилось резким подорожанием и дефицитом защитных средств: медицинских масок и антисептиков. Однако с подобными проблемами так или иначе столкнулись практически все страны. На ситуацию сразу же отреагировали крупнейшие люксовые бренды: Louis Vuitton, Prada и Christian Dior перепрофилировали свои фабрики для производства медицинских принадлежностей.
Их примеру последовали и российские компании. Например, Bosco di Ciliegi — главный акционер ГУМа — теперь выпускает медицинские маски на собственных мощностях в Калуге. Портал "Будущее России. Национальные проекты" выяснил, как отечественные бренды помогают бороться с распространением вируса.
Спрос есть — надо подключаться
В начале апреля российские власти призвали подключить к производству масок весь микро- и малый бизнес. По данным Минпромторга, в апреле в России было произведено около 138,5 млн различных видов масок, еще 105 млн масок поставлено из Китая. Ежедневно в России производится более 8 млн масок, в том числе 3 млн медицинских. При этом больше всего масок в сутки шьют в Ивановской, Нижегородской и Смоленской областях.
На просьбу российских властей откликнулась сооснователь саратовского бренда верхней одежды из непромокаемой ткани Hobo Code Наталия Попова. Предпринимательница приостановила производство одежды, чтобы сосредоточиться на пошиве медицинских масок. Такое решение Наталия объясняет желанием сохранить бизнес и сотрудников.
"Отшивать маски мы начали в начале апреля после того, как получили разрешение на осуществление деятельности. Сейчас Минпромторг поставил определенный план по пошиву масок в регионах, и мы стараемся его выполнять", — говорит предпринимательница.
По ее словам, спрос на маски "настолько высок", что предприятие загружено заказами до конца мая. В основном заказы поступают от местных крупных предприятий и государственных учреждений.
"Мы получаем заказы на пошив от 200 тыс. до 1 млн масок, поэтому мы еще и ищем подрядчиков на стороне, чтобы успевать выполнять все в срок. Себестоимость одной маски составляет около 15 рублей", — рассказывает Наталия.
Свое производство предпринимательница организовала в 2017 году. Отличительные особенности дождевиков и водонепромокаемых пальто ее бренда — яркая расцветка и необычный материал таффета, или "полиэфирный шелк", из которого обычно делают тканевый купол зонтика. И хотя компания может похвастаться коллаборациями с российским дизайнером Александром Роговым и маркой одежды Black Star хип-хоп-исполнителя Тимати, от пошива дизайнерских масок было решено отказаться.
"Мы решили, что не будем заниматься пошивом дизайнерских масок, а сосредоточимся на производстве одноразовых, дабы обеспечить всем необходимым местные предприятия и производства из других регионов", — поясняет Наталия.
По ее словам, выручка компании практически не снизилась, однако подобные перемены повлияли на рентабельность бизнеса.
"Все же производство масок — это не такой рентабельный бизнес, как пошив одежды. Но сегодня маски необходимы всем. В любом случае это лучше, чем совсем закрыться", — резюмирует Наталия.
От спорта к медицине
Многодетная мама Ирина Синцова — основатель и дизайнер ижевского бренда детской спортивной одежды SAIV. Название бренда — это аббревиатура от Синцовы Андрей, Ирина и Влад (муж, жена и сын). До последнего времени компания отшивала форму и костюмы для спортивных команд из России и Казахстана. Но в связи с ограничениями работы предприятий из-за распространения коронавируса Ирина была вынуждена приостановить пошив одежды.
Правда, долго простаивать не пришлось — местные компании обратились к ней с запросом на производство и поставку медицинских масок. И предпринимательница решилась перепрофилировать свой швейный цех под пошив новых товаров.
"Мы провели беседу со всеми нашими сотрудниками. Перед нами стоял выбор: либо начинаем пошив масок, либо закрываемся. Сотрудники поддержали мою идею, и даже наши дизайнеры и менеджеры сейчас занимаются упаковкой масок", — рассказывает Ирина.
Производство запустили после получения в Росздравнадзоре лицензии на пошив одноразовых и многоразовых брендированных масок. Но для того чтобы удовлетворить спрос, Ирине даже пришлось заключить партнерские договоры еще с тремя швейными цехами в Удмуртии.
"Приходили заказы из разных регионов страны, в том числе и из Москвы. Но я приняла для себя решение, что мы будем шить исключительно для местных предприятий и учреждений, чтобы все могли обеспечить масками своих сотрудников", — говорит предпринимательница.
Через две недели после запуска производство пришло к "стабильным показателям" — 7-10 тыс. одноразовых и около тысячи многоразовых масок в день.
Несмотря на высокий спрос, выручка компании упала примерно на 50%. Тем не менее пошив масок все же поможет пережить пандемию и экономический кризис, уверена Ирина. После того как ситуация наладится, предпринимательница планирует вновь вернуться к пошиву спортивной формы для молодежных команд.
Трансформация за 24 часа
Виолетта Баканина из Москвы последние восемь лет занимается дистрибуцией профессиональной косметики для волос для салонов и мастеров. Пандемия коронавируса, по ее словам, разделила налаженный бизнес на "до и после".
"Почему-то я до последнего думала, что это шутка. А когда в Москве был выявлен первый случай (2 марта — прим. ред.) заболевания вирусом COVID-19, а затем и другие, то тогда я уже почувствовала реальную угрозу", — вспоминает Виолетта.
За март продажи косметики у компании упали на 98%, действовать нужно было немедленно.
"Решение о запуске [производства] санитайзеров я приняла буквально за 24 часа. Это было 23 марта. У меня работала и работает прекрасный сотрудник Тамара, она химик по образованию. И я считаю, что мне с ней очень повезло. У нее с предыдущей работы остались хорошие отношения с профильными заводами, которые имели производственные мощности для выпуска гелей и антисептиков. Она с ними связалась, и к нам очень оперативно приехал технолог с образцами гелей и отдушек. И вот за наделю мы разработали состав и дизайн. Потом еще нашли упаковку, правда с большим трудом, и стартанули", — рассказывает предпринимательница.
В запуск пришлось вложить около 15 млн рублей. Со сбытом проблем не было, так как "спрос превышал предложение". К тому же у компании уже были налаженные связи с крупными онлайн-агрегаторами, так что антисептики быстро "встали на онлайн-полки".
"У нас есть два вида упаковки — по 100 и 500 мл. Всего производится порядка 30 тыс. штук еженедельно. Моя самая главная проблема сегодня — это покупка упаковки, ее сильно не хватает из-за большого спроса, а цены на нее повысились в пять-шесть раз — с 5 до 30 рублей за штуку. При наших масштабах это существенно", — признается Виолетта.
При этом ее позиция в отношении помощи государства бизнесу достаточно лаконичная.
"Когда государство помогает бизнесу, конечно, это очень хорошо. Но если я ничего не получу, то тоже на это счет расстраиваться не буду. Я благодарна стечению обстоятельств, что у нас сейчас все более-менее — мы смогли перестроиться и сделать это в максимально короткие сроки. При этом я понимаю, что есть более незащищенные слои населения, которым нужно помочь в первую очередь", — говорит предпринимательница.
Перестройка на COVID-19
Бизнес Екатерины Пигалевой тоже связан с косметикой — это средства по уходу за телом. Несколько лет назад она основала косметический бренд "Глория", который изначально специализировался на салонном уходе, но позже переориентировался на выпуск продукции для конечного потребителя.
Нынешнюю ситуацию предпринимательница восприняла как новую возможность.
"О производстве санитайзеров я задумалась, когда многие знакомые из стран, где пандемия началась раньше, стали жаловаться на нехватку антисептиков. Это было в конце февраля. Я поняла, что аналогичная ситуация в скором времени будет и у нас", — вспоминает Екатерина.
Тогда она решила использовать имеющиеся мощности под выпуск антисептиков.
"Производство санитайзера — это технически несложная вещь. И перестроить на нее технолога косметического производства тоже достаточно легко, ведь основной состав — спирты и глицерин. Главное — не нарушать регламент производства. Вот на крем для тела может уйти до года разработок и тестов", — объясняет Екатерина.
При этом бренду удалось сохранить производство уходовой косметики, хотя спрос в розничном сегменте упал на 70%.
"Мы сделали два вида санитайзеров, выявив, что кому-то из пользователей нравится спрей, а кому-то — гель. При этом мы сосредоточились и на промышленных масштабах — это большие пятилитровые канистры для офисов и крупных производственных объектов", — говорит Екатерина.
По ее словам, запуск нового продукта обошелся всего в несколько сотен тысяч рублей, а производство в короткие сроки "удалось нарастить до 150 тыс. единиц еженедельно".
Сама предпринимательница считает, что постоянное использование санитайзеров может стать "новым культурным кодом".
"Мне кажется, что наш мир после пандемии сильно изменится, и некоторые изменения будут необратимы. Я думаю, мы будем уделять большое внимание личной гигиене — это станет одной из норм нашего социального поведения", — рассуждает Екатерина.
В борьбе против пандемии не до красоты
Глава российского бьюти-бренда Mixit Анастасия Черданцева признается, что во время пандемии "не до красоты".
"Мы потеряли более 60% оборота нашей компании в связи с закрытием магазинов по всей России и СНГ. Поскольку мы уже выпускали антисептики, нашей задачей было в условиях повышенного риска заражения инфекцией реализовать аналоговый продукт, но в более экономичной упаковке и по доступной цене в бесперебойной реализации для всех. Поэтому на данный момент мы приостановили производство других косметических продуктов, целиком и полностью посвятив ресурсы компании борьбе с коронавирусом", — рассказывает Анастасия.
По ее словам, компания приняла непростое решение: несмотря на резкий рост цен на сырье с 70 до 1 тыс. рублей за килограмм, сохранить "докризисные" цены на дезинфицирующие средства, а часть выпускаемой продукции отправлять благотворительным фондам.
"К большому сожалению, такие скачки никак не регулируются государственными органами, и нам остается только искать и договариваться с поставщиками сырья. Единственные поставщики, которые входят в положение производителей, — это типографии, не поднимающие стоимость своих услуг и готовые работать круглосуточно", — отмечает Анастасия.
Текущие мощности компании — 20 тыс. единиц антисептиков в день, в неделю это около 140-150 тыс. штук. Продукция выпускается в объеме по 100 мл, а также в "карманном формате" — 20-30 мл.
"По разным каналам у нас ежедневно приобретают по 15-17 тыс. единиц продукции", — уточняет Анастасия.
В планах у Mixit — выпускать антисептики до тех пор, "пока они востребованы российским потребителем в рамках борьбы с вирусом".
По мнению Анастасии, одной из первоочередных мер поддержки бизнеса могла бы стать отмена арендных и эксплуатационных платежей на срок действия ограничений из-за коронавируса.
"А еще хотелось бы включить [косметическую] отрасль в реестр отраслей, особо пострадавших от данной ситуации. Включен ретейл, но компании — производители [косметики] не включены", — заключает глава Mixit.
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментария 333
Рейтинг поста:
А, уж как пополняться мусорные свалки этим *художеством модельного бизнеса*... 8 мил. в день!
Врачи одевают по две медицинские маски
--------------------