“Еврокомиссия принимает к сведению решение Bundesnetzagentur по запросу Nord Stream 2 об отступлении от правил Газовой директивы, применяемой к интерконнекторам с третьими странами, завершенным к 23 мая 2019 года, – сказали в ЕК. – В соответствии с Газовой директивой это решение было принято на национальном уровне, и Еврокомиссия не участвовала в процедуре принятия решения”.
“Мы понимаем так, что немецкий регулятор пришел к выводу, что “Северный поток – 2″ не может рассматриваться как проект, завершенный до 23 мая 2019 года. Поэтому все соответствующие нормы ЕС должны применяться к нему в полном объеме”, – отметил представитель Еврокомиссии.
“Однако мы пока не получили финальное решение и не можем комментировать его более подробно. Как только службы Еврокомиссии получат это решение, они изучат его в рамках общей обязанности ЕК следить за тем, чтобы государства-члены правильно выполняли все нормы ЕС”, – пояснили в комиссии.
Nord Stream 2 AG все еще может доказать необходимость исключений для проекта “Северный поток-2”
Представитель ЕК добавил, что доказывать обоснованность запроса на предоставление изъятий должна сама Nord Stream 2 AG. Также сообщается, что компания-оператор “Северного потока-2” может вновь запросить у ФРГ изъятия из Третьего энергетического пакета ЕС на основании другой процедуры в рамках Газовой директивы ЕС 2009 года.
“Согласно нормам Газовой директивы 2009 года, крупные новые инфраструктурные проекты, включая трубопроводы, хранилища природного и сжиженного природного газа (определенные как законченные после 4 августа 2003 года) имеют право обращаться за изъятиями [к национальным регуляторам] на основании статьи 36 Газовой директивы”, – сообщили в ЕК.
Данная статья, в частности, предусматривает, что проект способствует повышению энергобезопасности в ЕС и конкурентным ценам на энергорынке Евросоюза. А также, что инвестиции в этот проект могут оказаться нерентабельными в случае применения к нему норм Третьего энергопакета в полном объеме. Это может стать основанием для получения ограниченных по времени изъятий из газовых норм ЕС.
В ЕК пояснили, что в этом случае регулятор “обязан оценить, что критерии, предусмотренные 36-й статьей выполнены в полном объеме”. Затем “проект решения национального регулятора должен быть представлен в Еврокомиссию для утверждения. И Еврокомиссия имеет право потребовать от регулятора доработать или пересмотреть свое решение”.
Представитель ЕК отметил, что отклоненный запрос российской компании базировался на статье 49-А Газовой директивы. “Согласно ей страны – члены ЕС могут предоставить лимитированные во времени ограничения проектам по интерконнекторам с третьими странами, создание которых завершено до 23 мая 2019 года”, – пояснили в Еврокомиссии.
“Северный поток-2” финансировался до изменения Газовой директивы ЕС
То есть компания Nord Stream 2 AG обосновывала свой запрос тем фактом, что проект создавался и все инвестиции в него осуществлялись исходя из Газовой директивы Евросоюза до ее изменения весной 2019 года. Таким образом, обновленная директива начинает применяться с обратной силой, что является юридическим нонсенсом.
Nord Stream 2 AG указывала на то, что понятие “завершение проекта” следует рассматривать шире, нежели просто с точки зрения строительно-технических процессов. Следует учитывать то обстоятельство, что к моменту вступления в силу новых правил уже были сделаны миллиардные инвестиции. Причем с учетом прежней правовой ситуации.
Как сообщала газета Handelsblatt, этот аргумент германское агентство отвергло. Оно отталкивалось от “строительно-технического понимания” термина “завершение проекта”. “Об экономически-функциональном понимании не может быть речи”, – говорилось в ноте ведомства, выдержки из которого издание опубликовало 1 мая.
Доработанная Газовая директива была согласована в рекордные сроки в начале прошлого года. Суть внесенных в нее изменений – распространить на трубопроводы, проходящие в морской экономической зоне стран ЕС, нормы Третьего энергопакета сообщества. Они обязывают оператора резервировать до 50% мощностей газовой магистрали для прокачки топлива от альтернативных поставщиков. Фактически это означает, что газопровод можно будет использовать только на 50% мощности, поскольку “альтернативных поставщиков” на его входе нет.
Хотя ЕК утверждает, что это положение будет распространяться на все проекты морских газопроводов. Но она никогда не скрывала, что сам Третий энергопакет и поправки в Газовую директиву ЕС разработаны и внедрены с целью расширения возможностей административного нерыночного контроля со стороны Брюсселя над российским экспортом газа в государства-члены сообщества.
Между тем вопрос о применении доработанной Газовой директивы остается открытым. Сами поправки вступили в силу еще в мае 2019 года. Но большинство стран ЕС не успело учесть их в своих национальных законодательствах. Это открывает широкие возможности для оспаривания их применения через суд. |