Пандемия СOVID-19 и её последствия востребовали оперативную консолидацию интеграционной стратегии ЕАЭС во многих отраслях, как и во внешнеторговой политике стран-участниц этого блока. Что тем более актуально в условиях торговых ограничений, вводимых во всё большем числе стран. Причем вопреки уставу и нормативам ВТО, членами которой является преобладающее число государств. Правда, ВТО на эти тренды предпочитает не реагировать.
Достаточно сказать, что если к началу 2010-х около 50% общемировой совокупной номенклатуры товаров и услуг подпадало под торговые ограничения, то в настоящее время – свыше 65%. Они инициируются в основном странами коллективного Запада и их политическими союзниками. Ослабления же таких ограничений не предвидится, наоборот, они становятся изощрённее, охватывая всё более широкий ассортимент товаров и услуг.
Очевидно, что в таких условиях требуется новое качество и интеграционных программ, и координации внешнеэкономической стратегии во всех «непрозападных» экономических блоках. И Евразийский союз – не исключение.
Такой акцент взаимодействия в ЕАЭС отражен в принятых в конце апреля с. г. постановлениях правительства РФ, предусматривающих запрет и (или) ограничение допуска иностранных производителей/товаров для целей госзакупок с начала мая текущего года. Эти меры не распространяются на страны ЕАЭС. Тем самым все страны Союза сориентированы именно на совместные производство и реализацию, во-первых, разнообразной продукции и, во-вторых, на совместное предоставление перевозочных, логистических и других видов услуг.
Как видно из таблицы, рост доли госзакупок в других странах ЕАЭС – устойчивая тенденция.
Доля стран ЕАЭС в общем объеме госзакупок в странах Союза
(% к стоимости, по текущим валютным курсам)
|
2013 г.
|
2016 г.
|
2019 г.
|
Российская Федерация
|
82
|
81
|
79
|
другие страны ЕАЭС
|
18
|
19
|
21
|
Ист.: Ин-т торговой политики (РФ)
Соответствующий ограничительный перечень включает около 180 наименований, и, что особенно примечательно, это главным образом продукция/услуги с высокой добавленной стоимостью, в том числе оборонного и двойного назначения. Так, в данном реестре значатся легковые и грузовые автомобили, машины системы МЧС, полиции, скорой помощи, пожарной службы. А также танкеры, паромы, вертолетная техника, цистерны, круизные суда, многие виды товаров цветной металлургии, приборо- и станкостроения, нефтегазохимической, медицинской (включая средства индивидуальной защиты), текстильной, деревообрабатывающей продукции.
Ограничения/запреты распространяются также на закупки иностранных товаров в аренду или лизинг. При этом уточнено, что эти меры не касаются госзакупок для ФСБ, ФСО, СВР, Минобороны, МВД, Нацгвардии, Управления делами президента и еще некоторых ведомств схожего профиля. Те же меры не распространяется на госзакупки на общую сумму менее чем в 1 млн рублей.
Применение товарных запретов или ограничений, согласно упомянутым постановлениям, зависит от реальных производственных возможностей предприятий в странах ЕАЭС – исполнителей госзаказа и уровня государственного/межгосударственного импортозамещения по конкретным видам товаров и услуг. Проще говоря, если какой-либо из товаров в России/ЕАЭС для госзакупок не производится, либо производится пока в недостаточном для спроса объеме, запрет на этот зарубежный товар для госзакупок временно не вводится.
По имеющимся экспертным оценкам, минимум половина из 180 видов продукции и услуг нынешнего реестра могут уже в ближайшие годы обеспечиваться в ЕАЭС-регионе за счет собственного или интеграционного производства/сбыта. Причем по мере развития товарного импортозамещения в рамках ЕАЭС в означенный реестр планируется добавить еще не менее 80 наименований товаров и услуг.
Как заявил вице-премьер РФ Юрий Борисов, соответствующие решения «направлены на поддержку национальных товаропроизводителей в Евразийском союзе и на предотвращение недобросовестной конкуренции со стороны иностранных производителей и поставщиков, которая негативно отражается на национальных производителях». Речь идет, прежде всего, о демпинге зарубежных производителей или поставщиков, точнее, о преднамеренном занижении ими цен на свои товары и услуги, чтобы «утвердиться» в системе государственного заказа в странах ЕАЭС. Это тем более им выгодно, поскольку сами госзаказы по большинству видов продукции/услуг рассчитаны, как правило, на длительные сроки – минимум три года.
Заметим в этой связи, что фактическая доля иностранных производителей в общем объеме госзакупок стран ЕАЭС, по последним данным (середина 2010-х), превышала 25%. Разве такая планка укрепляет экономическую безопасность Евразийского союза?
«Иностранные производители, выходя на рынок госзакупок, сперва сильно демпингуют, а «убив» таким образом конкуренцию, начинают с помощью уже растущих своих цен ставить государства в зависимость от своих товаров в госзаказах», – отмечает Алексей Ульянов, директор Института повышения конкурентоспособности. Поэтому «необходимо отдавать преференции в госзакупках отечественному производителю. Иначе он в буквальном смысле не выживет».
Схожее мнение у директора Аналитического центра «Интерфакс-ProЗакупки» Георгия Сухадольского: вышеупомянутые правительственные постановления «систематизируют целый ряд прежних решений правительства по тому же вопросу. То есть в едином документе включено то, что раньше определялось отдельными постановлениями, например, по товарам легпрома, инструментам, станкам, мебели». В результате уточнённая система госзаказа «обозначает единый подход практически для всех товаров иностранного происхождения», в связи с чем он будет «более комфортным для исполнения, чем ряд имеющихся, но разрозненных нормативных актов».
Плюс к тому упрощена и параллельно усиливается функция государственной информационной системы по госзакупкам. Ранее Минпромторг РФ выдавал заключения в основном общего плана по отдельным видам ввозимых или производимых товаров в рамках госзаказа. А теперь, как поясняет Г. Сухадольский, вводится единый реестр, где будут подробно разъясняться решения и рекомендации Минпромторга по производству или ввозу товаров для госзакупок.
Таким образом, вводится в действие унифицированная межгосударственная система производства и закупок продукции, опять же для межгосударственных нужд. Что, в свою очередь, позволяет решать стратегическую, притом двуединую задачу: во-первых, ускорить развитие импортозамещения в регионе ЕАЭС по растущему ассортименту высокотехнологичных товаров и услуг, а во-вторых – максимально повысить уровень экономической безопасности всех стран Евразийского союза. Источник: ritmeurasia.org.
Рейтинг публикации:
|