Алексей Корецкий11 мая
Пилотный проект по использованию государственной криптовалюты начал работать в четырех городах — Шэньчжэне, Сучжоу, Сюнгане и Чэнду. В разных городах тестируются разные области применения цифрового юаня, например, в Сучжоу местные чиновники получили в нем половину своих майских транспортных субсидий. Китай стал первой страной запустившей национальную криптовалюту и теперь будет нарабатывать опыт ее обращения.
Чтобы подключиться к системе цифрового юаня все правительственные учреждения четырех выбранных для тестирования городов должны были подписать с уполномоченным банками контракты на его использование. Сотрудники, получившие право участвовать в эксперименте, должны были установить на свои смартфоны специальное приложение с цифровым кошельком под токенизированный юань. В эти кошельки им и пришла в начале мая первая зарплата в токенах.
Введение государственной криптовалюты дает Китаю принципиально новые возможности по контролю денежного оборота в стране. Токен, в отличие от электронных денег, позволяет эмитенту в любой момент в будущем видеть всю историю его обращения. Он может быть целевым, как для чиновников в Сучжоу, — когда потратить полученную от государства или работодателя крипту можно только на покупку определенных товаров или услуг. В Сучжоу токенами на текущем этапе можно расплачиваться только за проезд в транспорте, попытки заплатить ими за что-то другое не пройдут.
Токенизированный юань дает возможность государству выдавать целевые субсидии и реально контролировать их трату. Например, на покупку детского питания и подгузников или лекарств. Потратить эти токены на что-то иное не получится.
Еще одна важная особенность юаня-токена — крайне низкие издержки на проведение платежей. Это открывает дорогу для микроплатежей в электронной коммерции.
Сочетание быстро развивающейся в Китае системы социального рейтинга и токенизированного юаня (а он рано или поздно позволит ЦБ видеть сколько у конкретного китайца вообще денег) даст фантастические возможности по манипулированию населением. Нарушителям порядка, например, можно будет автоматически блокировать их накопления при снижении рейтинга до определенных границ, нормируя суточные расходы на самое необходимое. Передать накопления в токенах жене-брату-детям, чтобы скрыть их от применения санкций, в Китае с цифровым юанем уже не получится.
Народный банк Китая начал работать над созданием национальной криптовалюты шесть лет назад — в 2014 году. Именно тогда была создана исследовательская группа, которая занялась изучением возможности запуска цифрового юаня, чтобы сократить расходы на обращение традиционных бумажных денег и усилить контроль государства над денежной массой.
С тех пор разработчики из Народного банка зарегистрировали почти 80 патентов, касающихся цифровых валют, и 44 патента, связанных с блокчейном.
Цифровой юань (на этапе разработки валюта называлась DCEP — Digital Currency Electronic Payment) имеет ряд существенных отличий от традиционных криптовалют, например, биткойна. Если биткойн нужно генерировать (добывать), что означает децентрализованный подход и отсутствие единого эмиссионного центра (добыть может любой, кто потратит достаточные ресурсы), то выпуск DCEP контролируется правительством Китая и носит централизованный характер.
Это объясняет второе принципиальное отличие — подход к использованию блокчейна. В экосистеме цифрового юаня он также контролируемый центробанком Китая. Что в теории снижает его устойчивость к внешнему взлому, так как в мире децентрализованных криптовалют поддержка блокчейна тысячами независимых валидаторов является гарантией защиты от манупуляций. Блокчейн цифрового юаня в этом смысле манипулируемый — при необходимости ЦБ Китая может им управлять, так как все ноды находятся под его контролем либо напрямую, либо через уполномоченные банки.
Третье и ключевое отличие цифрового юаня от всех существующих криптовалют — его базовая интегрированность в экономическую систему. К середине 2021 года он, как ожидается, будет приниматься всеми торговыми точками Китая и для пользователей ничем не будет отличаться от традиционных фиатных или электронных денег с точки зрения простоты расчетов им.
Вот базовые условия эмиссии цифрового юаня:
• регулировать обращение токена будет Народный банк Китая;
• токен будет запущен в обращение через двухуровневую систему. На верхнем уровне будет находиться Народный банк Китая, на нижнем — коммерческие банки страны;
• регулятор будет продавать цифровую валюту банкам за юани, при покупке токена они будут оплачивать 100% стоимости криптовалюты — это позволит избежать появления ее избыточного предложения;
• цифровая валюта станет альтернативой наличным деньгам.
В тестировании участвуют четыре госбанка — Сельскохозяйственный банк Китая, Bank of China, Industrial and Commercial Bank of China, а также China Construction Bank.
В ходе эксперимента по обращению цифрового юаня в четырех пилотных городах будет протестирован весь базовый функционал госкрипты, за исключением возможности анонимных платежей. После выявления и исправления всех недостатков использование юаня-токена будет расширено на новые административные территории. То есть процесс внедрения будет итерационным и, как рассчитывают в Народном банке Китая, охват токенами всей страны займет около года.
Попытка Марка Цукерберга запустить на базе Facebook криптовалюту Libra потерпела фиаско. После полутора лет напряженных переговоров с властями США организаторы проекта объявили о полном изменении его концепции.
Еще хуже закончилась попытка запустить свою крипту на базе мессенджера Telegram у Павла Дурова. Из-за жесткого сопротивления американского регулятора ему придется вернуть все собранные у инвесторов под выпуск криптовалюты Gram деньги, причем, скорее всего, в полном объеме — с учетом уже потраченных 476 млн долларов. И срочно найти источники финансирования для дальнейшей поддержки Telegram.