Когда процесс, получивший впоследствии название «нефтяной войны», был еще в самом начале, во множестве мировых СМИ звучали прогнозы относительно того, что победу в этом противостоянии, вне всяких сомнений, одержат США и Саудовская Аравия. Эр-Рияд, войдя в раж, принялся буквально «заливать» потребителей углеводородами по самым что ни на есть демпинговым ценам. В конечном итоге это и стало «последней каплей», приведшей к тотальному обрушению биржевых цен на «черное золото».
Все те же СМИ принялись трубить о его «полной и безоговорочной победе над русскими», которым теперь только и остается, что вообще прекратить добычу. А еще лучше – убраться восвояси с мировых рынков энергоносителей, забившись в берлоги к собственным ручным медведям… Чем все закончилось в реальности?
Новые налоги вместо нового «видения»
По правде говоря, чтение приведенных выше в самом кратком переводе скоропалительных «предсказаний» и «прогнозов» изначально доставляло людям, владеющим ситуацией, а не воспринимающих ее на уровне слухов и сплетен, истинное удовольствие. Ну, очень приятно впоследствии припоминать горе-«нострадамусам» их фееричные попадания пальцем в небо! И вот наконец для этого настал самый что ни на есть подходящий момент. Ибо уже сегодня, когда до окончания нефтяного кризиса еще очень и очень далеко, прекрасно видно, какую такую «победу» одержали «горячие саудовские парни». Сложно сейчас сказать, в кого они метили в первую очередь, начиная невиданный в истории демпинг – в американцев с их сланцевой добычей, или же все-таки в нашу страну, не пожелавшую идти на поводу их вздорных капризов, но разрушить у Эр-Рияда получилось как раз собственную экономику.
Впрочем, прежде чем начать детальный разбор того, что конкретно наворотили нефтяные шейхи на свою голову, следует вспомнить о некоторых основополагающих моментах относительно Саудовской Аравии. Прежде всего, ее бюджет, и соответственно, благосостояние граждан этой страны зависит от экспорта углеводородного сырья куда в большей степени, чем это наблюдается в России, которой многие зарубежные (да и отечественные тоже) «эксперты» просто обожают пенять на «нефтяную иглу». В нашей стране, согласно данным Министерства финансов, доля средств, поступающих от экспорта энергоносителей, составляет от 36% до 40% отечественных государственных доходов. В Саудовской Аравии тот же показатель равняется 90%. Вообще-то затевать какие-либо «войны» при таком соотношении было, пожалуй, не совсем разумно, но уж что сделано, то сделано.
В Эр-Рияде, впрочем, прекрасно понимают все минусы настолько полной завязанности собственной экономики на добычу и продажу «черного золота» и стремятся от нее, насколько это возможно, избавиться. Недаром же наследный принц страны Мухаммед бин Салман провозгласил в качестве приоритета ее развития реализацию программы «Vision-2030» («Видение-2030»), по своей амбициозности выходившей на грань фантастики. Чего стоил только один план NEOM по возведению буквально с нуля посреди пустыни в провинции Табук «супергорода будущего», в котором дома должны были быть «умными», такси – летающими, а роль обслуживающего персонала планировалось возложить на роботов. Такое чудо по мнению Эр-Рияда должно было привлечь в страну легионы туристов, что позволило бы хоть как-то диверсифицировать экономику. Теперь, понятное дело, ничего подобного реализовать не удастся по банальнейшей причине отсутствия денег. Сколько бы не вещали некоторые «умники» о «сверхдешевой» (по себестоимости добычи) саудовской нефти, а в реальности государству необходима экспортная цена на нее в 80 долларов за баррель – и это хотя бы для «выхода в ноль».
Для того, чтобы вообще вся финансово-экономическая система страны не обрушилась в одночасье, как карточный домик, ее руководство вынуждено идти на крайне непопулярные шаги. Так, с 5% до 15% увеличивается НДС, а «прожиточные выплаты» некоторым категориям населения прекращаются вовсе. О них следует сказать особо. Сам по себе налог на добавленную стоимость был вынужденно введен Эр-Риядом, до того момента не желавшим слышать ни о чем подобном, в 2018 году. Тогда же для всех госслужащих было учреждено пособие «на дороговизну жизни» в 1000 риалов или 267 долларов в пересчете, призванное компенсировать вызванный новой фискальной политикой рост цен, прежде всего – на топливо, которое саудовцы привыкли видеть чуть ли не бесплатным.
«Мы переживаем тяжелейший кризис в истории…»
Эти слова принадлежат никому иному, как министру финансов Саудовской Аравии Мохаммеду аль-Джадаану. Он был вынужден принять на себя незавидную роль глашатая «болезненных, но необходимых» нововведений, которые ударят по кошельку каждого жителя страны. Какие там «города будущего»?! Ведомство аль-Джадаана уже объявило о старте с 1 июня программы «оптимизации государственных финансов», в рамках которой, в частности, предусмотрено сокращение расходов на реформаторские проекты на 100 миллиардов реалов или 26 с лишним миллиардов долларов. Самое время – ведь дефицит государственного бюджета уже перевалил за 9 миллиардов долларов. Золотовалютные резервы Эр-Рияда только за последние пару месяцев уменьшились на 27 миллиардов долларов и снизились до уровня, рекордного с 2011 года. Тамошний Минфин прогнозирует по итогам года бюджетный дефицит в 16,3% ВВП. В свою очередь, в МВФ уверены, что в самом лучшем случае, экономика страны сократится в 2020 году на 2.3%-2.5%. Имеются, впрочем, и более мрачные прогнозы – некоторые аналитики считают, что госдолг Эр-Рияда в нынешнем году возрастет до 31,6% от ВВП, ЗВР сократится еще на 47 миллиардов долларов, а ВВП обрушится на все 5%.
Вот именно так и выглядит настоящая, а не надуманная «нефтяная зависимость» – все описанные выше беды проистекают от того, что саудовские доходы от «черного золота» сократились в сравнении с тем же периодом прошлого года на четверть (до 34 миллиардов долларов). В точности в такой же пропорции упала и прибыль государственной нефтяной компании Saudi Aramco – вот и вся арифметика. Эр-Рияду не остается ничего иного, кроме как залазить в долговую яму все глубже и глубже – там планируют довести уровень внешнего заимствования до 58 с половиной миллиардов долларов только за нынешний год. Пока что страна в два приема разместила на мировых финансовых рынках евробонды на 19 миллиардов долларов, которые пользуются весьма неплохим спросом, но долго ли так будет продолжаться?
Ближайшее обозримое будущее не сулит Саудовской Аравии (как, впрочем, увы, и всем остальным нефтедобывающим странам) никаких позитивных перспектив. В период пика собственной экспансии на рынки (прежде всего, европейские, с которых саудиты пытались «выбить» именно российскую нефть), объем добычи «черного золота» в стране вздули с 9.7 до невиданных 13 миллионов баррелей в сутки. Сегодня же ситуация вынуждает к диаметрально противоположным действиям: 11 мая министр энергетики Эр-Рияда Абдель Азиз бен Сальман Аль Сауд заявил о том, что страна сократит количество выкачиваемых из недр энергоносителей до менее 7.5 миллионов баррелей в сутки, «закрутив кран» еще на миллион баррелей в день в дополнение к обязательствам, принятым на себя в рамках сделки ОПЕК+. Это – самая низкая цифра, начиная с 2001 года. Кто там утверждал, что снижать добычу «вынудили только Россию», а саудиты не пойдут на такое ни в жизнь?! Saudi Aramco уже полностью прекратило попытки «впарить» кому-либо собственное сырье по ценам, ниже рыночных, наверняка тысячу раз прокляв тот момент, когда она принялась это делать. А что толку? По имеющимся данным, в тех же Соединенных Штатах огромные проблемы с разгрузкой испытывают уже прибывшие там танкеры, доверху залитые никому не нужным «черным золотом». Вместо обычных 4-5 дней, уходивших обычно на выкачку содержимого их трюмов, «наливники» вынуждены болтаться у американских берегов по две недели, а то и дольше. И причина тут не в каком-нибудь «саботаже», а в банальном отсутствии мелких судов для перевозки углеводородов на берег. После того, как нефтяными «излишками» были заполнены все превратившиеся в плавучие нефтехранилища супертанкеры, настал черед посудин вместимостью в 800, а то и 600 тысяч тонн. Каждый день простоя танкеров влетает нефтяникам Эр-Рияда в огромные деньги, особенно с учетом того, что цены на их фрахт за последнее время взлетели до совершенно космических высот. А выхода из ситуации нет и пока не предвидится…
Вообще говоря, вопрос взаимоотношений с США стал еще одним горьким уроком, который преподнес Саудовской Аравии нынешний кризис. Мало того, что, понадеявшись на американцев, как на традиционный и самый надежный рынок сбыта, саудиты в апреле увеличили экспорт энергоносителей в эту страну в четыре раза – и оказались в той ситуации, в которой оказались. Насколько известно, к берегам США сейчас направляются еще около двух десятков саудовских танкеров, видеть которые там, мягко говоря, не жаждут… Эр-Рияд полностью полагался на Вашингтон в деле «укрощения Москвы», а что получил в итоге? В последнее время стали известны подробности «задушевной» беседы наследного принца Мухаммеда бен Сальмана Аль Сауда и Дональда Трампа, в процессе которой глава Белого дома «наставлял на путь истинный» своего собеседника в вопросе снижения добычи нефти. Мало того, что разговор велся в таких тонах, что изменившийся в лице принц потребовал от всех присутствовавших немедля выйти из комнаты… Как стало известно, президент США, нисколько не щадя гордости и нежных чувств венценосной особы, поставил Аль Сауда перед выбором: либо тот резко и ощутимо «закручивает кран», либо манёвр под названием «янки гоу хоум» выполняют 2 с половиной тысячи находящихся в Саудовской Аравии военнослужащих армии США, причем вместе с обслуживаемыми ими батареями ЗРК Patriot. Не правда ли, теперь совершенная теми же Трампом и королем Сальманом бен Абдель Азиз Аль Саудом в 2017 году во дворце Аль-Ямама «оборонная сделка века» на поставку Эр-Рияду американских вооружений на 100 с лишним миллиардов долларов, выглядит несколько по-иному? Скажем прямо, смахивает на удавку, охватившую горло некоторых много возомнивших о своей значимости для Вашингтона монархов?
Безусловно, экономика Саудовской Аравии еще весьма и весьма далека от катастрофы. Ситуация с коронавирусом там развивается далеко не по лучшему сценарию – на нынешний момент известно о почти 43 тысячах заразившихся, что для такой страны, конечно, немало (в соседнем Катаре цифра почти вдвое меньше, в Кувейте – вчетверо). К счастью, смертность невелика – чуть больше 260 случаев. Однако, экономических проблем пандемия Саудовской Аравии (где вопреки сказочкам о «всеобщем благоденствии», не менее 20% населения живет за чертой бедности), безусловно прибавит. Что однозначно потерпело полнейший крах – так это отчаянная попытка Эр-Рияда, устроив «нефтяной блицкриг», занять привилегированное место на мировых рынках энергоносителей за счет других их участников, прежде всего – России. Что ж, искренне желая пережить тяжелые времена жителям этой страны, будем надеяться, что ее правители сделают правильные выводы.
Источник:https://politryk.ru/2020/05/14...
Рейтинг публикации:
|