Снижение спроса на нефтепродукты в настоящее время наблюдается на внутреннем рынке, продажи бензина на АЗС сократились на 40-50%, дизеля - на 30%. Об этом сообщил глава Минэнерго Александр Новак на встрече с депутатами Госдумы.
"Что касается внутреннего рынка, у нас также наблюдается снижение спроса на нефтепродукты, в частности в рознице на заправочных станциях в апреле пролив нефтепродуктов снизился по автобензинам, сокращение продаж составило порядка 40-50%, по дизельному топливу снижение спроса - порядка 30%", - сказал он.
Сокращение потребления авиакеросина составляет около 50-60%.
Оптовый сегмент
Снижение стоимости бензина с начала года в оптовом сегменте составило 3%, дизеля - 4%. При этом цены на топливо в России стабильны, по сравнению с прошлым годом стоимость бензина выросла на 1,7%, сообщил Новак.
"Мы мониторим ситуацию в ежедневном режиме. Цены стабильны на сегодняшний день, несмотря на ту волатильность, что мы наблюдаем на мировом рынке. По бензину АИ-92 у нас с начала года цены не выросли, при этом цены на оптовых базах снизились на 3% примерно. Год к году рост цен составил всего 1,7%, что ниже инфляции", - сказал он.
С начала года рост цен на дизельное топливо составил 1,5%, год к году 3%. В оптовых ценах наблюдается снижение на 4%. Цены на авиакеросин с начала года упали на 40%.
Риски изменения цены
Министерство энергетики считает, что цены на бензин и дизель будут оставаться стабильными даже в условиях изоляции населения и ситуации с коронавирусом. Риски существенного изменения стоимости топлива отсутствуют из-за работы демпфирующего механизма, который позволяет наполнять бюджет и давать при этом минимальную доходность НПЗ и АЗС, сказал Новак.
"Мы не видим рисков по поводу изменения (цены топлива - прим. ТАСС). Как мы ранее говорили, у нас создана система налогообложения, которая позволяет нам и при росте цен (нефти) не повышать (стоимость бензина или дизеля) и соответственно сохранять цены при колебаниях в отрицательную зону. Это позволяет обеспечивать стабильную работу нефтеперерабатывающих предприятий, (автозаправочных) станции с минимальной доходностью, чтобы наполнять бюджет при существующей системе налогообложения", - сказал он.
Налоговая система в России устроена таким образом, что цены на бензин и дизель на АЗС остаются стабильными даже в условиях очень низких или высоких цен на нефть. Достигается это за счет значительной доли налогов в стоимости каждого литра топлива, а также работой механизма по сдерживанию цен на нефтепродукты - демпфера. Суть его работы в том, что при высоких ценах на нефть НПЗ получают компенсацию в виде отрицательного акциза, а при очень низких - наоборот должны платить государству сверхприбыли. По оценке замминистра финансов Алексея Сазанова, нефтяники могут перечислить в бюджет РФ в 2020 году 700 млрд рублей по демпферу при цене нефти $25-30 за баррель.