Пандемия может пошатнуть Евросоюз - более бедные страны блока чувствуют себя покинутыми на произвол судьбы в эти непростые времена.
Больше всех на партнеров по ЕС обижена оказавшаяся в эпицентре коронавируса Италия, где уже умерли больше 10 тысяч итальянцев (и это еще, по словам местных экспертов, не пройден пик). А впереди страну, которая первой заморозила свой бизнес, может ждать еще один грандиозный удар в виде экономического паралича и даже массовых беспорядков.
Что сейчас происходит на передовой войны с коронавирусом и как в закрытой Италии живут украинцы, узнавала "Страна".
"Это не союз, а гнездо змей и шакалов"
Страну, больше двух недель закрытую на жесткий карантин, где заразилось свыше 90 тысяч человек, поддерживают другие государства, но не партнеры по ЕС.
Китай отправил в Италию своих врачей, медицинское оборудование, а также 10 тысяч лёгочных вентиляторов, маски и защитные костюмы. Куба предоставила лучших медицинских специалистов, Россия отправила полтора десятка самолетов с мобильными медбригадами с оборудованием и врачами.
В то время лидеры ЕС на онлайн-саммите 26 марта не смогли договориться о поддержке Италии, Испании и Франции, которые попросили кредит из фонда спасения еврозоны, предлагая выпустить так называемые "коронаоблигации" для поддержки их экономик, страдающих из-за карантина.
Однако Германия и Нидерланды заблокировали просьбы "южан", конфликт нарастает. Причем, по словам премьер-министра Италии Джузеппе Конте, речь идет не просто о разногласиях между ним и Меркель на саммите 26 марта, а о "жесткой и откровенной конфронтации" относительно дальнейшего курса ЕС.
Как сказал Конте в интервью газете Il Sole 24 Ore, существование Евросоюза лишится своего смысла, если ЕС не сумеет выработать серьезный ответ на пандемию коронавируса и на связанный с ней кризис.
"Если Европа не справится с этой беспрецедентной задачей, вся европейская структура утратит для людей смысл существования", - предупредил он.
Часть итальянцев чувствует себя брошенными один на один с бедой, и некоторые уже задумываются о выходе из ЕС.
То, что одним из последствий эпидемии может стать "Итэксит", не исключает бывший вице-премьер, один из лидеров "Лиги севера" Маттео Сальвини.
Политик раскритиковал власти ЕС за то, что тянули кота за хвост, когда Covid-19 уж вовсю наступал. Евросоюз потребовал "еще 15 дней, для тогo, чтобы решить, что делать и кому и как помогать, если помогать".
"Это вовсе не союз, это гнездо змей и шакалов. Сначала мы победим вирус, а потом подумаем о Европе. И, если нужно, попрощаемся, даже не поблагодарив", - сказал Сальвини онлайн-изданию Affaritaliani.it.
Восстание южан
Вместе с тем на фоне экономической и гуманитарной катастрофы обостряется ситуация на юге Италии, где большая доля теневой экономики и традиционно сильны позиции организованной преступности (мафии). Дело в том, что люди, которые не были официально трудоустроены (а имели, в основном, теневой доход) не могут теперь претендовать на помощь государства в связи с вынужденной остановкой работы из-за карантина. И фактически они и их семьи оказались на грани голода.
Поэтому в регионе ситуация становится взрывоопасной.
Об этом предупреждают службы госбезопасности и местные власти.
"Внимание на юг, он может взорваться. Нужно действовать быстро, имеется риск для сохранения демократии. Необходимо распространить гарантированный доход", - заявил министр по делам южных регионов Италии Пеппе Провенцано в интервью Repubblica.
“Существует опасность беспорядков и восстаний, спонтанных и организованных, прежде всего на юге Италии, где большая доля теневой экономики и всепроникающее влияние организованной преступности”, - цитирует римский корреспондент мадридской газеты ABC отчёты служб госбезопасности Италии политическому руководству страны.
По сведениям ABC, на Сицилии и в других местах юга Италии начинают раздаваться призывы к разграблению супермаркетов.
Причем этот процесс уже начинается: группы опустошают супермаркеты и аптеки, не расплачиваясь.
"Рядом с теми, кто переживает кризис в беспокойстве, но с достоинством, есть группы шакалов и профессиональных бунтовщиков, которые подталкивают к насильственным действиям, персонажи и группы, с гордостью заявляющие о своей причастности к мафии", - заявил Леолука Орландо мэр Палермо, на Сицилии.
Нарастает напряженность между богатым севером и бедным югом, считающим себя обделенным во время карантина.
Например, как рассказывает в своем Instagram живущая под Венецией телеведущая Жанна Бадоева, маски жителям этого региона раскладывают по почтовым ящикам. А вот на юге их на хватает.
Кроме того, южане рассержены на северян за то, что те привезли им вирус.
"Случаев все больше благодаря народу, который приехал с севера страны в начале марта. Я живу в южном региона Калабрия, каждый день здесь - несколько десятков новых пациентов", - рассказывает "Стране" Елена Ласкова, которая несколько лет работает здесь семейным врачом.
Докторов на юге тоже обделили - маски, защитные щитки и одноразовые халаты они покупают за свои деньги.
"К нам на юг не доходит, так как северу Италии "нужнее", - говорит украинка.
В то же время в Калабрии, по ее словам, социальная обстановка спокойнее, чем на Сицилии.
"Магазины не штурмуют, люди не голодают. Дизель был 1,45 евро, теперь - 1, 31 евро. Свет и газ дешевеет на 13-18%. В Калабрии у многих огороды, особенно в сёлах в горах. Но есть и много таких, которые живут от зарплаты до зарплаты. Это хорошо, что в прошлом году малоимущему населению государство начало платить пособие reddito di cittadinanza. Если бы не это, то было бы хуже", - рассказывает Ласкова.
"Боялась заразиться от своих сеньоров"
Вместе с итальянцами из-за карантина работу теряют и наши заробитчане - кто-то вернулся в Украину, кто-то пока остался и ждет, что будет дальше.
56-летняя Роксолана из провинции Брешия на севере Италии, самой "зараженной" зоны, уже 20 лет работает "баданте", няней и прислугой в итальянских семьях.
"Было разное - поначалу и на улице ночевала, и обворовывали, и без работы оставалась. Но никогда у меня не было мысли вернуться назад - дома вообще беспросветно. Но теперь подумываю о возвращении. Из семьи, в которой я ухаживала за пожилыми сеньорами (получала около 1000 евро), меня уволили - их дети на карантине и сами смотрят за родителями. Да и я сама боялась, ведь моим старичкам - под 80 лет, они в группе риска, а я могла бы от них заразиться, как это было с Раисой Малышевой из Киева, которая тоже работала в Брешии, заразилась от хозяев и умерла. Живу я пока у подруги-украинки. На месяц-два мне еще хватит сбережений, а потом что? Ну, можно еще оформить пособие по безработице, но его не хватит даже снять комнатку. Пока я все же не уезжала домой - подожду еще, посмотрю по ситуации. Пока карантин, кажется, ничего не дал - люди как заражались, так и заражаются. Может, было бы еще хуже, если бы не закрыли страну, не знаю. А может, и так должны все переболеть, и карантин не очень помогает. Тяжело разобраться", - рассказывает нам Роксолана.
Украинка Галина Марчук тоже осталась в Италии, о чем теперь жалеет.
"Жалею, что не вернулась последним рейсом. 1 мая будет 21 год, как я здесь, но срочно надо возвращаться в родной дом. Я уже три недели в четырех стенах, еще немного и можно с ума сойти. В Украине тоже карантин, но на родине легче", - говорит Марчук.
Не заплатили и выставили на улицу в Милане
Лишились работы во время эпидемии и заробитчане из Буковины Юрий Скрыпа и Глеб Пек, которых работодатель выставил на улицу в Милане, не заплатив (мужчины приехали в Италию по безвизу и работали там нелегально). Один из них служил в АТО, у него трое детей. В украинском консульстве в Милане им предложили вернуться в Украину за 500 евро, которых у них не было.
Украинцы шесть дней ночевали на вокзале, пока им не помог соотечественник Виталий Карпик, который работает в миланской службе доставки и ведет блог о Милане в соцсетях. Карпик забрал буковинцев с вокзала и пристроил у друзей-украинцев.
"Люди не побоялись, что у них может быть коронавирус и взяли их переночевать. Творить добро во время эпидемии возможно", - говорит живущая в Риме журналистка Марьяна Сороневич.
Украинская диаспора собрала им деньги на дорогу домой, и 28 марта они вернулись в Черновцы.