С учетом жестких ограничений в рамках усилий по сдерживанию коронавируса во многих государствах-членах ЕС и растущего страха перед эпидемией, в последние недели потребители в супермаркетах сталкиваются с пустыми полками на месте туалетной бумаги, макарон и дезинфицирующих средств. Курт Джетта, председатель и основатель TABS Analytics, утверждает, что решением этой проблемы может стать предоставление ритейлерам права повышать цены на товары.
Kurt Jetta [TABS Analytics]
- По мере распространения коронавируса, каково будет влияние эпидемии на доступность потребительских товаров, таких как бакалея?
- В краткосрочной перспективе воздействие довольно сильное. Наблюдается всплеск спроса. Люди активно совершают покупки, и нормальный покупательский цикл сжимается. Вот почему мы видим очень много дефицита. Сейчас я больше всего опасаюсь того, что рыночное ценообразование все еще слишком сильно контролируется. В такие периоды, если цена не может приспособиться к истинному спросу, мы будем видеть постоянный дефицит и недостаток людей, способных заполнить полки магазинов. Если бы ритейлеры имели большую гибкость в установлении цен, то мы бы увидели гораздо более стабильную и предсказуемую цепочку поставок.
- Вас беспокоит нехватка продовольствия?
- Ну да, конечно. Есть дефицит, потому что спрос намного выше, а цены не отражают этого. У людей сейчас есть средства, которые они не могут потратить на досуг, обед или ужин вне дома и т.д. Неизбежно большая часть этих средств будет тратиться на потребительские товары. Одно из немногих мест, куда люди могут сейчас выходить - это продуктовые магазины. Это просто неизбежно приведет к гораздо более высокому спросу на продукты, и единственный способ гарантировать, что не будет этих постоянных дефицитов - позволить рынку очиститься. Ценообразование должно быть основано на уровне спроса. Как только цены достигнут того уровня, на котором они должны быть, мы увидим обилие продуктов.
- Высокий спрос, который мы наблюдаем, обусловлен растущими потребностями (люди больше едят дома), но это также связано с накоплением запасов, так как многие рискуют потерять работу. Вы не считаете, что с этой точки зрения повышение цен будет проблемой?
- Растущий спрос гораздо больше обусловлен тем, что все больше людей делают покупки, а не накапливают запасы. Повышение цен будет означать нормализацию поставок продукции, увеличение числа рабочих мест для уволенных работников и улучшение обслуживания из-за увеличения количества сотрудников в магазинах. Весь этот запрет на "манипулирование ценами" - это такая неандертальская концепция, и я удивлен, что мы не узнали ничего нового об экономике спроса и предложения за последние 150 лет. Если нам нужно больше товаров, которые важны для нас – продукты питания, медикаменты – то мы должны платить за них больше. Когда цены выше, появляется больше людей, готовых их поставлять. Нам не нужен правительственный мандат для того, чтобы эти вещи были поставлены; они будут поставлены добровольно, если есть экономический стимул для этого. Прелесть рынка заключается в том, что как только появляется большее предложение, цены начинают падать.
- С ограничениями, введенными правительствами, и страхом наиболее уязвимых групп выходить из дома в супермаркет, например, люди ищут альтернативы, такие как интернет-магазины. Можно ли ожидать увеличения числа покупок в интернете?
- Да, там определенно будет большой скачок. Но это не заменит супермаркеты, и там тоже будет своего рода отключение. Наиболее уязвимая часть населения имеет наименьший уровень доступа в интернет в целом, и в интернет-магазины, в частности. Интернет имеет собственный набор проблем, особенно с покупками и количеством. Вы действительно не сможете обеспечить через интернет загрузку рыночной продуктовой корзины. Но определенно мы увидим большой рост.
- По данным Евростата, в 2019 году 17% населения ЕС покупали продукты питания (бакалею) онлайн. Для Италии эта цифра составила 5%. Находясь в эпицентре кризиса, как эта цифра увеличится в 2020 году? Можно ли ожидать ее увеличения во всех странах ЕС?
- Да. Использование интернета значительно выросло во всех странах с увеличением доступности онлайн-покупок и возросшей конкуренцией. Ситуация с COVID-19 должна ускорить распространение интернета в качестве регулярного, но не преобладающего способа покупки продуктов питания.
- Как вы думаете, как изменится после кризиса количество людей, которые покупают продукты в интернете? Можно ли ожидать развития электронной коммерции?
- Новые привычки в какой-то степени сохранятся, но мы должны ожидать, что большинство людей вернутся к обычному образу жизни. Потребители вообще любят ходить в магазины, поэтому до сих пор и не было подавляющего спроса на альтернативный формат.