«Резкое падение мировых цен на нефть по причине развала сделки ОПЕК+ усилило финансово-экономическую нестабильность в мире, обусловив, в частности, понижение курса российского рубля.
Речь сейчас идёт о наиболее сильном обрушении цен на чёрное золото впервые с момента окончания операции «Буря в пустыне» в 1991 году. На дешёвую нефть, похоже, согласованно работает достаточно сплочённая и серьёзно мотивированная коалиция, что уже привело к негативным последствиям для российской финансовой системы. На очереди – очевидный рост цен на многие товары»,
– говорится в статье политического аналитика Андрея Арешева, опубликованной на сайте Sputnik Армения.
По мнению эксперта, возникшие проблемы не могут не затрагивать соседей России, особенно её ближайших торгово-экономических партнёров по ЕАЭС, к которым относится и Армения. В этой стране хорошо помнят, как шесть лет назад, в 2014 году, после резкой девальвации российского рубля произошёл кризис на армянском валютном рынке. А сегодняшнее развитие событий происходит на фоне информационной истерии по поводу коронавирусной пандемии.
Прогнозы пока делать преждевременно, тем не менее тенденции уже очевидны, считает политолог. Тем более что «нефтегазовый фактор» в отношениях Москвы и Еревана не стоит так остро, как в отношениях Москвы с Минском. Все переговоры ведутся вокруг цен на поставляемые в Армению газ и нефть, которые вряд ли станут дешевле.
Депутат Национального собрания Арман Бабаджанян уже призвал пересмотреть соглашение с «Роснефтью» о поставках в Армению нефтепродуктов «по закреплённым ценам внутреннего российского рынка, которые практически не меняются». Выполнимо это или нет, однако ситуация на российском топливном рынке неизбежно повлияет и на рынок армянский, считает Андрей Арешев. Также как колебания курса российского рубля сегодня уже бьют по карману тех, кто получает трансферты из России.
По оценкам экономиста Гранта Микаеляна, доля трансфертов в 2019 году в структуре ВВП Армении составляла 3,7%, тогда как в 2014 году – 10,5%. Это свидетельствует о снижении зависимости армянской экономики от данного вида денежных поступлений. Однако речь идёт о достаточно серьёзной сумме – около 1 миллиарда долларов в год или даже больше.
«Армянские эксперты не исключают возможности некоторого ослабления курса драма, направленного, в частности, на дополнительное стимулирование экспорта в новых условиях. Как позитивный фактор отмечаются возросшие валютные резервы Центрального банка, достигнувшие в 2019 году 2,6 млрд. долларов, что позволит смягчить вероятные колебания валютного курса, избежать паники и сопутствующих негативных явлений.
Ликвидность действующих в республике коммерческих банков видится достаточно высокой, что создаёт дополнительный запас прочности»,
– говорится в статье.
Это подтвердил и руководитель Евразийского банка развития Андрей Бельянинов, отметив, что банковская сфера страны находится в хорошем состоянии.
Однако существует угроза того, что нефтяной обвал негативно повлияет на экспорт армянской горнодобывающей промышленности, в основном это медно-молибденовый концентрат, который составляет 24% армянского экспорта.
По словам экономиста Сурена Парсяна, уже 9 марта началось падение цен на медь, что сократит валютные поступления в бюджет. А это, в свою очередь, отразится не только на горнодобывающих комбинатах, но и на социальной сфере.
К этому можно добавить падение туристической отрасли в связи с пандемией коронавируса, а закрытие границы с Ираном в дни весеннего праздника Новруз приведёт к серьёзным убыткам в туристической сфере.
При этом стимулирование внутреннего производства, практически неизбежное в условиях внешней нестабильности, вряд ли возможно. Это является для республики весьма серьёзной проблемой, отмечает автор статьи.
Также необходимо помнить о рисках безопасности – о возможной эскалации военных действий в Нагорном Карабахе.
Сопредседатель партии «Национальная повестка» Аветик Чалабян уверен, что падение цен на нефть обязательно приведёт к росту напряжённости в регионе. Тем более что в последний день марта в Республике Арцах (армянское название Нагорного Карабаха. – Ред.) пройдут и президентские, и парламентские выборы. Причём вокруг будущих выборов в непризнанной республике уже кипят нешуточные страсти. В самой же Армении также кипят страсти – вокруг референдума по вопросам изменения конституции. И остаётся только верить, что армянское правительство будет во время предпринимать необходимые меры реагирования на ситуацию в мире.
«Хотелось бы также надеяться на то, что нефтяная ценовая война не окажется продолжительной и завершится если не в краткосрочной, то хотя бы в среднесрочной перспективе. В то же время практика показывает, что необходимо быть готовыми к любым вызовам, причём отнюдь не только в экономической сфере. К сожалению, по сравнению с советскими временами Россия ещё более уязвима для «нефтяного оружия», которое Вашингтон вместе со своими сателлитами, стремясь к доминированию на мировых энергетических рынках, и впредь будет использовать без особых сантиментов»,
– констатирует Арешев.