Россия может использовать ценовую войну с Саудовской Аравией, чтобы нанести смертельный удар американской сланцевой отрасли. Москва запаслась резервами в размере $ 570 млрд и готовится к долгому «нефтяному бою». Об этом сегодня, 13 марта, пишет британская газета Financial Times.
На это неделе в российских социальных сетях пользовался популярностью новый мем — знаменитая картина Карла Брюллова «Последний день Помпеи» на которую добавлен гордо стоящий среди хаоса и ужаса глава крупнейшей российской нефтяной компании Игорь Сечин. Он ничуть не выглядит обеспокоенным, пишет журналист FT Генри Фой.
Он напоминает, что Сечин, являясь самым влиятельным человеком в российской нефтяной отрасли и ближайшим доверенным лицом президента Владимира Путина, был одним из инициаторов принятого решения выйти из договоренностей с Саудовской Аравией об ограничении добычи нефти, вызвавшего нефтяную войну и обрушившего 9 марта цены на нефть на 30%.
«Новая борьба за рынки, способная разорить американских конкурентов, испугала инвесторов, принявшихся ускоренно сбрасывать акции сланцевых фирм из США. Кремль, напротив, демонстрировал спокойствие и непреклонность», — указывает Фой.
Он высказывает мнение, что Россия, с ее валютными резервами на сумму $ 570 млрд, плавающим обменным курсом и экономикой, меньше зависящей от иностранного капитала и импорта, чем всего несколько лет назад, готова, как она считает, терпеть самое резкое ценовое падение с 1991 года дольше, чем саудовские конкуренты и, что еще важнее, — чем американская сланцевая отрасль.
«Благодаря наличию значительных финансовых резервов российское правительство не без оснований предполагает, что оно способно некоторое время держаться в условиях низких цен, — утверждает директор Оксфордского института энергетических исследований Джеймс Хендерсон. -Будет непросто, но на три года их, скорее всего, хватит».
Американские сланцевые компании, зависящие от высоких цен и готовности инвесторов финансировать бизнес-модель, которая требует постоянных расходов, многое выиграли за последние четыре года от российского сотрудничества с ОПЕК.
С 2016 года, в котором Москва начала обсуждать с Эр-Риядом сокращение добычи, добыча нефти в Америке взлетела до 4,5 миллиона баррелей в день. США отобрали у России и Саудовской Аравии заметную часть рынка. К февралю этого года доля Соединенных Штатов в мировой добыче нефти подскочила на четыре процентных пункта, а совокупная доля русских и саудовцев упала на три процентных пункта.
«Именно эту тенденцию Кремль решил переломить, отвергнув на прошлой неделе предложение Саудовской Аравии продлить и ужесточить ограничение добычи, чтобы поддержать цены, — подчеркивает британское издание. — Ответные действия Эр-Рияда заставили цены упасть ниже, чем, по-видимому, рассчитывала Москва, однако на сей раз (в отличие от прошлых падений) Россия, судя по всему, была готова к кризису».
Описывая сложившуюся ситуацию Фой обращает внимание на то, что 10 марта Александр Новак (министр энергетики России —EADaily) заявил, что сама по себе сделка ОПЕК+ была правильным решением, позволившим России дополнительно заработать 10 триллионов рублей и сформировать необходимые резервы, в том числе в рамках Фонда национального благосостояния. Сейчас фонд содержит более $ 150 млрд долларов.
С помощью этих резервов Россия сможет продержаться при ценах от 25 до 30 долларов за баррель в течение периода от шести до десяти лет, заявило российское министерство финансов. По его оценке, средняя цена в $ 27 за баррель потребует изымать из фонда для поддержки бюджета по $ 20 млрд в год.
«У России сейчас сильный баланс, и это означает, что низкие нефтяные цены не будут сильно давить на экономику. Ничего подобного 2015−2016 годам не будет, — полагает главный экономист Capital Economics по развивающимся рынкам Уильям Джексон. -Мы считаем, что Россия не изменит свой курс, пока цена не упадет до 25 долларов за баррель».
При этом эксперт указывает на то, что американскому сланцевому сектору напротив приходилось тяжело еще до падения цен. На нем сказывались накопившиеся долги, недовольство инвесторов, растущие риски банкротств и перспективы снижения темпов роста добычи.
Соответственно, у отрасли начнутся проблемы, даже если низкие цены сохранятся всего на 6−12 месяцев, — прогнозируют аналитики.
«Ожидается резкое сокращение капитальных вложений и значительное снижение объемов добычи», — отмечает управляющий директор хьюстонского инвестбанка Tudor, Pickering & Holt & Co Мэтт Портилло.
Представители нефтяной индустрии США добиваются от президента Дональда Трампа финансовой помощи для сланцевых компаний. Однако их бизнес-модель в любом случае опиралась на российско-саудовский пакт по поддержке нефтяных цен, а Москва с этим пактом только что покончила, заключает автор публикации.
EADaily уже сообщало, ранее пресс-секретарь «Роснефти» Михаил Леонтьев заявил радиостанции «Вести ФМ», что Саудовская Аравия занялась откровенным шантажом по отношению к России, однако от этого сама понесет колоссальные убытки. Он отметил, что российская нефтяная отрасль доказала, что может существовать в условиях санкций и колоссальных колебаний. «Мы готовы выдержать этот шантаж», - сказал он.
По его словам, сделка ОПЕК+ была выгодной для обеих стран. Однако по неясной пока причине Саудовская Аравия решила сорвать этот диалог.
Напомним, соглашение ОПЕК+, в котором участвовали 24 страны, было заключено в конце 2016 года, когда цены на нефть опускались до $ 28 за баррель. За два года ситуация изменилась: за счет сокращения нефтедобычи цены выросли выше $ 40 за баррель. Соглашение неоднократно продлевалось, однако на недавней встрече в Вене стороны не смогли договориться о пролонгации соглашения. В апреле все участники сделки вправе добывать любые объемы нефти, Саудовская Аравия уже объявила о планах добывать нефть на пределе мощностей.
Подробнее: https://eadaily.com/ru/news/2020/03/13/ft-rossiya-s-rezervami-570-mlrd-gotovitsya-k-dolgomu-neftyanomu-boyu