Дальний Восток вошел в топ российских регионов по использованию бизнесом солнечной энергетики за последние пять лет. Данные об этом опубликованы в исследовании компании Neosun Energy. По объему установленной мощности фотоэлектрических установок ДФО уступает лишь Южному и Сибирскому федеральным округам. Какие виды альтернативной энергетики развивают на Востоке России, выясняли корреспонденты "РГ".
Зарядиться солнцем
В лидеры по использованию возобновляемой энергии довольно быстро вышла Бурятия. В 2017-м ввели в строй Бичуринскую солнечную электростанцию (СЭС) мощностью десять МВт, которая стала в республике первой. А сейчас здесь эксплуатируют уже пять крупных станций. Три из них, в Кабанском, Тарбагатайском и Кяхтинском районах, суммарной мощностью 45 МВт были построены в прошлом году.
По расчетам, действующие СЭС позволят региону ежегодно экономить 30 тысяч тонн угля или шесть миллионов кубометров природного газа. Выбросы в атмосферу углекислого газа сократятся на 10,5 тысячи тонн.
- Это пойдет на пользу экологии нашей республики и уникальной экосистеме озера Байкал, - отметил глава региона Алексей Цыденов.
При этом он подчеркнул, что развитие солнечной энергетики позволит в среднесрочной перспективе снижать тарифы для промышленных потребителей. Планы здесь очень серьезные. До 2023 года в Бурятии будут построены Торейская и Джидинская СЭС, после чего совокупная мощность станций достигнет 145 МВт.
Хороший старт взяли и в Забайкалье. Осенью прошлого года две первые СЭС общей мощностью 30 МВт ввели в Чите. Станции расположены на соседних участках общей площадью 52 гектара. Солнечный парк состоит из 98 тысяч модулей. Стройки обошлись в 4,4 миллиарда рублей.
- Проекты реализованы в рамках механизма поддержки строительства генерирующих объектов на основе возобновляемых источников энергии, - отметила министр ЖКХ и энергетики края Евгения Батуева.
По словам первого вице-премьера правительства Забайкалья Марата Мирхайдарова, это только начало работ по развитию в крае альтернативной энергетики. Речь идет не только о строительстве станций, но и о возможном производстве солнечных панелей. Правда, пока российско-китайский проект создания завода только обсуждается.
В соседней Якутии солнечных станций, пожалуй, больше, чем где бы то ни было в ДФО. Здесь тоже много солнечных дней, однако их распределение неравномерно: летом и Крым может позавидовать, а вот зимой света мало. Поэтому приходится экспериментировать с маломощными СЭС. Они работают в связке с дизельными электростанциями (ДЭС) в отдаленных населенных пунктах. Самая крупная, мощностью один МВт, действует в поселке Батагай Верхоянского района. Плановая экономия дизтоплива от ее работы составляет 300 тонн. Все остальные, а их более 15-ти, в сумме дают вдвое меньшую экономию.
Тем не менее регион считается перспективным для развития солнечной энергетики. Планируется, что здесь для частичного замещения энергии дизельных электростанций будет построено более 120 СЭС. Сейчас в республике действуют 125 ДЭС, которые ежегодно расходуют 250 тысяч тонн солярки на более чем девять миллиардов рублей. Из-за этого в некоторых районах себестоимость киловатт-часа превышает 100 рублей.
Ветром надуло
Экспериментируют в Якутии и с использованием энергии ветра. Осенью 2018-го в арктическом поселке Тикси были запущены три ветроустановки суммарной мощностью 0,9 МВт. Это лишь часть строящегося по японской технологии ветродизельного комплекса, в котором дизельная генерация будет в три раза мощнее. Полностью объект планируется сдать в нынешнем году.
- Это абсолютно инновационное решение. Много раз пытались построить ветряные электростанции с применением европейских и американских технологий, в том числе в поселке Тикси, но, к сожалению, безуспешно, - отмечает глава региона Айсен Николаев.
По его словам, если все получится, проект можно будет тиражировать в других изолированных энергорайонах Дальнего Востока. Например, на Камчатке и Сахалине природа позволяет поймать хороший ветер. В Камчатском крае сейчас действуют две ветровые станции средней мощности, а в ближайшей перспективе их число планируют довести до восьми. Две ветрогенераторные установки работают с 2017 года в сахалинском селе Новиково Корсаковского района. На четыре года раньше была введена в строй ветродизельная электростанция в селе Головнино на острове Кунашир.
И все равно этого мало.
- Основной сдерживающий фактор в том, что Сахалинская область также располагает значительными ресурсами ископаемого топлива - газа и угля, места добычи которых расположены в непосредственной близости от потребителей. Альтернативную энергетику целесообразно развивать в районах, куда сложно доставить топливо, - пояснил исполняющий обязанности начальника управления электроэнергетики регионального агентства по развитию электроэнергетики и газификации Илья Астанин.
Например, среди причин, тормозящих освоение ветроэнергетического потенциала, он назвал неравномерность ветрового потока, а также незначительную максимальную электрическую нагрузку отдаленных районов. Проблемой становится и ремонт турбин в этих труднодоступных местах. Ведь для его проведения понадобится завезти с материка кран большой грузоподъемности со значительным вылетом стрелы.
Водные процедуры
Альтернативная энергетика на Камчатке начала развиваться еще в середине прошлого века. В 1966 году здесь была введена в эксплуатацию первая в России геотермальная электростанция - Паужетская. Сегодня ее мощность составляет 12 мегаватт. Этого хватает, чтобы обеспечить электричеством и частично теплом население, рыбоперерабатывающие заводы и сельхозпредприятия нескольких поселков на юге полуострова.
В конце девяностых - начале двухтысячных на Камчатке построили еще две ГеоЭС - Верхне-Мутновскую (12 мегаватт) и Мутновскую (50 мегаватт), которые используются параллельно с ТЭЦ и малыми гидроэлектростанциями на реке Толмачева, образуя Центральный энергоузел.
- Потенциал альтернативных источников энергии значительно превышает электрические мощности Камчатской энергосистемы. При замещении традиционной генерации, использующей углеводородное топливо, на приливные, гидроэлектростанции и ГеоЭС возможно в перспективе увеличить потребление энергетической мощности Камчатского края в десятки раз, - считает исполняющий обязанности директора КГКУ "Региональный центр развития энергетики и энергосбережения" Владимир Кудряшов.
Но, по его словам, альтернативная энергетика Камчатского края развивается не очень динамично. Эксперт объясняет это недостатком необходимых правовых механизмов.
Еще один сдерживающий фактор: с 1993 года основным направлением в Стратегии энергетики страны стало использование природного газа, и остальные виды энергоносителей отошли на второй план.
В Сахалинской области много надежд в свое время связывали с введенными в эксплуатацию в 2008 году геотермальными станциями "Менделеевская" (Кунашир) и "Океанская" (Итуруп). Но из-за сбоев в работе и аварий обе станции были выведены из эксплуатации в 2014-2016 годы. Одной из причин выхода из строя оборудования назвали "агрессивную" по составу пароводяную смесь.
После проведенной модернизации "Менделеевскую" в прошлом году удалось запустить. Ее мощности - 1,7 мегаватта - хватает на покрытие потребностей в электричестве и тепле населения части Южно-Курильска. А "Океанскую" к жизни так и не вернули.