Президент Белоруссии Александр Лукашенко пригрозил отбирать из «Дружбы» транзитную нефть — 2 млн тонн в месяц. Однако Россия может перенаправить потоки черного золота по другим маршрутам, и Минск может остаться как без нефти, так и транзита, считают эксперты.
Александр Лукашенко считает, что Белоруссия вправе отбирать нефть из транзитных поставок по трубопроводу «Дружба». С Россией официально закреплена договоренность на поставку 24 млн тонн нефти, сказал белорусский президент, сообщает его пресс-служба: «Вот и все», — заметил он». Ранее глава государства заявил: «Мы добросовестно, честно качаем эту нефть. Помните, летом загадили «грязной» нефтью? До сих пор не рассчитались за это, хотя у нас вышло из строя оборудование в Мозыре, Новополоцк пострадал и нефтепровод «Дружба». Поэтому, если не поставят в феврале, будем до 2 млн тонн добирать».
Аналитики ВТБ прогнозируют, что в этом году «Траснефть» прокачает через Белоруссию 42,6 млн тонн нефти. «Между тем, российские порты (Приморск, Новороссийск) в настоящий момент располагают свободными мощностями по перевалке нефти в объеме 40 млн тонн в год, поэтому в случае перебоев с поставками по „Дружбе“ компания „Транснефть“ вполне может перенаправить продукцию через морские порты», — высказали аналитики свое мнение в издании «Прайм».
С ними согласен и ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Игорь Юшков. «Часть нефти пойдет в Приморск, Усть-Лугу, Новороссийск и Козьмино. А другая будет перерабатываться на российских НПЗ и экспортироваться уже в виде нефтепродуктов», — считает аналитик. Он отмечает, что доля на рынке нефтепродуктов в Европе, которую занимала Белоруссия, сейчас освободилась.
Правда, считает Игорь Юшков, сложности с перевалкой нефти через порты могут все-таки произойти, так как через них уже идут поставки нефти, которые раньше отправлялись на белорусские НПЗ по «Дружбе». Например, в январе так уже поступил"Лукойл». «Но сокращения добычи из-за ситуации с Белоруссией ожидать не стоит. Не исключен сценарий экспорта через Украину. Как ни странно, но по нефти мы с ними хорошо договариваемся в отличие от газа», — говорит ведущий аналитик ФНЭБ.
При этом слова белорусского президента не стоит воспринимать как уже свершившийся факт, полагает Игорь Юшков. «Лукашенко понимает, что это — крайняя мера. Никаких оснований для отбора на самом деле нет. По „Дружбе“ идет нефть множества компаний, и в случае несанкционированного отбора Минск получит кучу исков. А то, что Россия обязана поставлять 2 млн тонн нефти в месяц, то речь идет об индикативном балансе. Россия обязалась предоставить возможность прокачки в Белоруссию годового объема в 24 млн тонн. Но „Белнефтехиму“ еще нужно пойти и купить этот объем у нефтяных компаний. Тогда „Транснефть“ и прокачает сырье. Если же начнется несанкционированный отбор из „Дружбы“, то сами нефтяные компании не будут подавать заявки на прокачку нефти».
Напомним, что в Кремле отказались комментировать заявления Александра Лукашенко. «Там иногда действительно, скажем так, эмоции берут верх. Будучи в Сочи, два президента достигли определенного понимания, из этого мы и будем исходить», — сказал пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков