Снижение цен на газовом рынке сильно отражается на Газпроме, пишет Die Welt. В прошлом году, несмотря на близкие к рекордным объемы поставок газа, прибыли концерна в третьем квартале упали в годовом выражении на 45%. Газпром надеется, что в следующем году ситуация улучшится, но 2020 год будет для него сложным.
Мировые цены на газ падают. Крупнейшему российскому налогоплательщику, концерну «Газпром», грозят многомиллиардные убытки.
17.02.2020
Эдуард Штайнер (Eduard Steiner)
Цены на газ снизились еще в ноябре и декабре. А в январе падение продолжилось. В годовом выражении снижение составляет порядка 30 процентов. Недавно цены на СПГ в Азии снизились до менее трех долларов за БТУ — это более чем на половину меньше, чем в аналогичном периоде 2019 года. Просто Китаю, крупнейшему импортеру сырья, сейчас его нужно меньше.
Еще неделю назад как минимум пять танкеров с СПГ, направлявшихся в Китай, вынуждены были изменить маршрут, как сообщила британская консалтинговая компания Poten&Partners. А в конце прошлой недели министр энергетики Катара, крупнейшей страны-экспортера СПГ, заявил, что катарские газовые концерны активно заняты тем, чтобы перенаправить предназначенные для Китая танкеры с СПГ.
Избыточное количество газа теперь вынуждает искать новые рынки, а цена на газ продолжает идти вниз — в том числе в Европе. Так, недавно, на нидерландском торговом узле TTF, одном из важнейших в Европе, сезонные цены достигли уровня, не виданного за последние полтора десятилетия. Ситуация определенным образом напоминает драматическое снижение цен на нефть в течение нескольких месяцев во второй половине 2014 года. Тогда крупнейший экспортер Саудовская Аравия захотела поставить на колени нового конкурента США с ее низкими ценами, открыв нефтяной кран, но, в конце концов, этим было вызвано падение цен, которые затем полностью не восстановились.
И все же нынешняя ситуация в газовом секторе, несмотря на всю схожесть негативной ценовой динамики, сопоставима с этим только условно. Долгосрочным фактором является то, что за счет роста СПГ локальные рынки, ориентировавшиеся ранее исключительно на трубопроводный газ, столкнулись с сильным толчком глобализации — и это помимо того, что другие экспортеры СПГ, в том числе именно США, с 2018 года активно прорываются на мировые рынки.
Отражается это, прежде всего, на важнейшем поставщике Европы — Газпроме, крупнейшем в мире отраслевом концерне. Российский гигант покрывает 40 процентов импорта газа ЕС, за ним следует Норвегия с 31 процентами. Для концерна европейский бизнес имеет решающее значение, потому что на внутреннем российском рынке с сильным ценовым регулированием он практически ничего не зарабатывает — а еще два месяца назад у него не было других экспортных маршрутов, кроме маршрута в Европу, включая Турцию. Между тем, с открытием нового трубопровода «Сила Сибири», идущего в Китай, возникает еще один рынок. Но еще неясно, насколько прибыльным окажется китайский бизнес.
США хотят сами заполучить большую часть европейского пирога. По крайней мере, они не хотят, чтобы Газпром расширил свою силу на рынке и свои возможности. Но именно этого он хочет достичь строительством нового трубопровода «Северный поток — 2», идущего в Германию. Газопровод, в который он совместно с европейскими компаниями инвестировал уже почти шесть миллиардов евро и который в дополнение к «Северному потоку — 1» должен обладать мощностью в размере 55 миллиардов кубометров, готов на 94 процента. Ввод в эксплуатацию в начале года был сорван США, которые вынудили приостановить работы трубоукладчик швейцарской компании Allseas Group.
Русские просто так не сдаются и направили к месту работ в Балтийском море из тихоокеанского региона трубоукладчик «Академик Черский». Самостоятельно они не смогут закончить работы, заявил министр энергетики США Дэн Бруйетт на Мюнхенской конференции по вопросам безопасности. «У них ничего не выйдет», — заявил он и выразил еще большее сопротивление проекту. К этому добавляются еще и новые проблемы в отношении спроса. Во-первых, общее замедление роста экономики Китая — в том числе как следствие торгового конфликта с США — негативно отразилось на китайском спросе на газ. Во-вторых, европейские энергетические концерны осенью из-за российско-украинского газового спора и страха приостановки поставок усердно заполняли подземные газовые хранилища и закупили у Газпрома рекордные объемы. Но газовый спор к концу года был мирно урегулирован, что еще больше снизило цену на газ.
Последствия для Газпрома, крупнейшего российского налогоплательщика, существенные. И это хотя в 2019 году объем продаж газа в Европу составил вновь почти рекордную цифру в 200,8 миллиарда кубометров (более, чем в два раза больше годового потребления Германии и Австрии вместе взятых). Если бы первое полугодие 2019 года не было относительно успешным, возникли бы финансовые затруднения. В третьем квартале прибыль концерна в годовом выражении снизилась на 45 процентов. Показатели за четвертый квартал пока не опубликованы.
В 2020 году будет действительно сложно, потому что избыток газа на рынке будет держать цену на низком уровне. Кстати, виновен в этом в том числе — по иронии судьбы — и сам Газпром. Концерн прибегает к другому оружию и продает помимо газа, торгующегося преимущественно по долгосрочным контрактам с европейскими потребителями, также и рекордное количество газа на ежедневных аукционах через свою новую электронную платформу — при этом с большой скидкой.
Летом цены на газ в Европе могут снова снизиться, прогнозирует Оксфордский институт энергетических исследований. Сам же Газпром надеется, что с 2021 года дела вновь пойдут в гору.
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 45
Рейтинг поста: