Газовый транзит через Пользу «умрет» сам собой после открытия российской трубы «Северный поток — 2». Такое мнение выразил политолог Дмитрий Солонников, комментируя возможное прекращение газового транзита через Польшу.
Отметим, 18 мая 2020 года заканчивается договор на транзит голубого топлива через Польшу по газопроводу «Ямал — Европа». «Газпром» до сих пор не сделал Варшаве предложение продлить контракт и, вероятно, не собирается это делать. Таким образом, через четыре месяца среди основных транзитеров останутся только Украина и Турция.
В беседе с корреспондентом издания «ПолитРоссия» директор Института современного государственного развития, политолог Дмитрий Солонников рассказал о плюсах и минусах данного шага.
«Для России в нынешней ситуации польский проект кажется не очень перспективным, потому что европейский газовый рынок перенасыщен и даже проплаченные объемы транзита газа в Европу через Украину выбирают в лучшем случае наполовину. Смысла прямо сейчас заниматься проектом польского транзита у «Газпрома» тоже нет. Дальше вопрос в «Северном потоке — 2». Когда он будет достроен, то может так оказаться, что польский маршрут окажется больше не интересен обеим сторонам, то есть умрет сам собой», — отметил эксперт.
Из-за переизбытка газового рынка «Газпрому» необходимо снизить поставки в Европу, однако объемы транзита через Украину и Турцию жестко зафиксированы контрактами, и здесь просто нет возможностей для маневра.
Поэтому окончание срока договора на транзит через Польшу по газопроводу «Ямал — Европа» 18 мая будет очень кстати, и его продление будет невыгодным.
Однако Польша тоже не горит желанием покупать российский газ, и прямо об этом заявил глава польской государственной нефтегазовой компании PGNiG Петр Возняк.
«Мы готовы к приостановке транзита», – заявил он в конце декабря.
По словам собеседника издания, Варшава намерена покупать сжиженный газ в США.
«Так как Польша пытается создать на своей территории самостоятельный газовый хаб и стремится к тому, чтобы принимать сжиженный газ из Соединенных Штатов, строит подводный газопровод, ведущий газ в Польшу из Северного моря, то в российском газе Польша больше не заинтересована, и она всеми силами показывает, что будет искать альтернативные российским источники газа в Европе. Также она не заинтересована в том, чтобы газ поступал через ее территорию», – отметил политолог.
Однако в погоне за газовой независимостью от России Варшава сама себя загнала в ловушку. Польша заключила четыре долгосрочных контракта с США на поставку сжиженного природного газа, рассчитывая построить трубопровод из Норвегии Baltic Pipe. Значительную часть закупаемого топлива — особенно очень дорогого, из Штатов — Варшава собирались перепродавать Украине, Литве и Латвии, а также Эстонии и Финляндии.
Однако на прошлой неделе комитет по промышленности, исследованиям и энергетике Европарламента в рамках обсуждения энергопроектов, которые могут рассчитывать на финансирование от ЕС, среди которых Baltic Pipe, пришел к выводу, что планируемые газопроводы — пустая трата денег.
Консалтинговая компания Artelys по просьбе Европейской комиссии оценила представленные проекты. По мнению ее представителей, «большинство из рассмотренных проектов газовой инфраструктуры не нужны и чреваты переинвестированием десятков миллиардов евро из европейских государственных фондов», потому что существующая газовая инфраструктура ЕС вполне способна удовлетворить различные сценарии будущего спроса на газ даже в случае нарушения поставок.
Таким образом, шансы Baltic Pipe на финансирование тают на глазах, а без помощи Европы Варшава не сможет реализовать этот проект.
Автор: Марина Гончарова