Мировые запасы желтого металла неуклонно приближаются к своему максимуму, так как руда добывается быстрее, чем обнаруживаются новые месторождения. Шахты быстро стареют. Устойчивый рост цен может изменить картину, поскольку у инвесторов вновь появился интерес к крупномасштабным исследованиям и технологическим инновациям. А это позволит увеличить маржу золотодобытчиков.
После продолжительного забвения инвесторы снова потянулись к золоту. Прошлый год ознаменовался максимальным ежегодным ростом цен с 2010 года. На прошлой неделе удалось пробить отметку в $1570 -самый высокий показатель почти за семь лет. Далеко не всегда можно предсказать факторы, которые повлияют на стоимость золота, но, безусловно, существует потенциал для дальнейшего ралли, учитывая низкие процентные ставки и нарастающую геополитическую напряженность. Запасы золота в биржевых инвестиционных фондах, которые пользуются популярностью у розничных инвесторов, близки к высоким уровням 2012 года. Центральные банки также продолжают закупать золото.
Но это не повторение 2011 года, когда золото, преодолев силу притяжения, подскочило до $1900 за унцию, по крайней мере, пока. Рекорд пока не достигнут, несмотря на то, что некоторые аналитики уже заговорили о цене в $2000.
Новые тренды
Однако влияние более высоких цен уже ощущается. По оценкам Bloomberg, в третьем квартале 2019 года совокупные денежные затраты крупнейших производителей оставались примерно на уровне $934 за унцию. Отраслевые показатели, хотя они и растут, обеспечивают приличную прибыль. К примеру, в третьем квартале свободные денежные потоки Barrick Gold Corp. составили $502 млн по сравнению с $55 млн в предыдущие три месяца.
Прошлогодний всплеск слияний и поглощений свидетельствует об усилении энтузиазма: от слияния Barrick Gold с Randgold Resources Ltd., завершившегося в январе прошлого года, до союза между компаниями Goldcorp Inc. и Newmont Corp. Также стоит отметить возможные предложения среди небольших компаний, например, совместное предприятие компании Barrick с Newmont в Неваде. В целом, 2019 год ознаменовался возвращением к уровням, которые в последний раз наблюдались во время бума.
И это еще не все, особенно среди мелких игроков. После многолетних однородных прогнозов разноплановые бычьи тактики позволят добывающим компаниям расширить портфели.
Старые проблемы
Однако резкое увеличение числа сделок также отражает ситуацию вокруг поставок, и эти цифры остаются мрачными даже после объединения компаний; при этом запасы неуклонно сокращаются в течение большей части последнего десятилетия. По данным консалтинговой компании Wood Mackenzie Ltd, к 2018 году средний срок эксплуатации золотого рудника сократился до 11 лет по сравнению с 16 годами в 2012 году. Еще в 2015 году, когда цены упали до $1000 за унцию, Всемирный совет по золоту предупредил, что отрасль приближается к "пику добычи золота", после чего производство начнет снижаться. Эта угроза пока сохраняется.
И новые союзы — не панацея. Проблема в том, что не существует никакой краткосрочной связи между стоимостью золота и его предложением. Конечно, нерентабельные проекты могут принести прибыль, но это временный импульс. Кроме того, эффект запаздывания означает, что для начала работы на рудниках, введенных в эксплуатацию в годы бума, потребуются годы. Между тем, из-за последствий 2011 года горнодобывающие компании не захотят изменять расчеты относительно долгосрочной цены на золото, которая по-прежнему в основном находится на уровне $1300 или даже ниже.
Хорошая новость заключается в том, что это работает в обоих направлениях. Увеличение предложения за счет разведки или инноваций также не приведет к снижению цен.
Благодаря этому должен вырасти интерес к разведке новых месторождений. Бюджет сокращается, а показатели эффективности снижаются, даже несмотря на то, что на золото по-прежнему идет львиная доля расходов горнодобывающего сектора на геологоразведку. До сих пор расходы увеличивались в основном на существующие проекты, а не на новые месторождения. Огромные бюджеты не гарантируют успеха, однако объемы поставок должны вырасти. Уже появились признаки долгожданного ускорения проектов, таких как Сухой Лог ПАО "Полюс" в Сибири.
Также стоит отметить инвестиции в технологии. Это делается не только для автоматизации и электрификации флотов, но и для модернизации методов разведки и переработки. Что касается золота, то усовершенствование его переработки может сделать привлекательной даже сложную тугоплавкую руду, стабильную по отношению к более распространенным методам добычи. В декабре в Barclays Plc подсчитали, что инновации могут увеличить предложение на 10% до 2025 года. Стоимость одной унции может снизиться на 4%. Это цель, к которой стоит стремиться.
|