Рост цен на бензин после новогодних праздников вполне предсказуем для января, игроки топливного рынка не видят поводов для беспокойства. Об этом ФБА "Экономика сегодня" рассказал глава Российского топливного союза Евгений Аркуша.
Средняя цена на бензин в России выросла на 7 копеек в первую неделю года – об этом свидетельствуют данные Росстата. Повышение цен на топливо отмечалось в 49 субъектах РФ, в шести, наоборот, фиксировали снижение розничной стоимости. Так, средняя цена бензина марки Аи-92 выросла на 10 копеек и составила 42,34 рубля за литр. Стоимость Аи-95 увеличилась на 3 копейки - до 45,79 рубля. Цена бензина Аи-98 поднялась на 9 копеек и дошла до 51,86 рубля.
"Эти флюктуации настолько незначительны и предсказуемы, что особого внимания у игроков рынка не вызвали, - отмечает аналитик. – С 1 января немного подросла цена акцизов и ставка налога на добычу полезных ископаемых, незначительно повысились оптовые цены на рынке. В результате все это отразилось на рознице, да и то далеко не во всех регионах страны. Законодательные изменения дали определенный эффект.
Нефтяным компаниям предписано повышать стоимость топлива максимум на уровень годовой инфляции – сомнений, что это условия в 2020 году будет выполнено, как это сделано в 2019-м, нет. Но это не означает что цены непременно вырастут на этот уровень – рост вполне может быть меньше установленной "планки" или вовсе отсутствовать. До Нового года, к примеру, стоимость горючего не росла несколько месяцев".
Опт и розница
Цены на бензин в 2019 году показали самый низкий рост за последние 11 лет, на дизельное топливо - за последние 10. Об также рапортовал Росстат в конце декабря. Так, бензин за год подорожал всего на 1,9%, впервые с 2016-го уступив общему уровню инфляции, дизтопливо выросло в цене на 2,4%. То есть рост потребительских цен в 2019 году был минимальным с 2008 года, а дизеля - с 2009 года. Инфляцию ведомство в уходящем году планировали в размере 2,9%.
При этом разогнать цены в 2019 году не смогло даже повышение налоговой нагрузки. С января ставки акцизов на бензин и дизель выросли на 50% в сравнении с 2018-м, а ставка НДС увеличилась с 18% до 20%. Между тем, в антимонопольной службе констатировали: налоги составляют порядка 55% в конечной цене литра автомобильного топлива. Глава Министерства энергетики Александр Новак заверил, что в 2020 году не ожидается резкого повышения цен на бензин даже в случае роста цены нефти.
"Самый важный фактор на топливном рынке в начавшемся году – как будут вести себя оптовые цены. Они очень волатильны – меняются довольно быстро и кардинально. Потому устойчивым рынок в целом назвать не получается – на фоне снижения объемов производство горючего сохраняется большой его экспорт в другие страны. Из-за этого остается риск снижения объемов поставок на внутрироссийский рынок, что создает определенные риски для нефтяных компаний.
Говорить о дефиците топлива пока не приходится, но рынок "сушится", и как поведут себя топливные цены предсказать сложно. Сейчас задача регуляторов и всех участников рынка – предпринять максимум усилий для насыщения внутреннего рынка, чтобы избежать резких скачков оптовых цен. Но россияне всех этих проблем не почувствуют – розничная стоимость будет расти только в пределах годовой инфляции", - подчеркивает эксперт.
Пересмотр демпфера
Для компенсации нефтяным компаниям потерь от поставок топлива на внутренний рынок по фиксированный цене при гораздо более высокой экспортной альтернативе, правительство с 1 января 2019 года ввело в действие демпфирующий механизм. Он подразумевает, что бюджет возмещает нефтяникам до 60% разницы между условной внутренней ценой на топливо и более высокими экспортными ценами. Демпфирующий механизм изначально должен сдерживать цены на топливо в России.
Если экспортная цена бензина и дизтоплива выше внутрироссийской, то государство компенсирует нефтекомпаниям часть этой разницы, чтобы они не повышали цены в РФ. А если российские цены будут выше экспортных, то нефтяники поделятся с государством частью своей сверхприбыли. После того, как в первом квартале этого года демпфер сработал именно по этому сценарию, компании настояли на его корректировке. С 1 июля 2019 года размер компенсации вырос до 75% для бензина и до 70% для дизтоплива.
"Демпферный механизм в этом году будет корректироваться в любом случае, так как снижается разница между базовой ценой горючего и экспортным паритетом. На фоне роста акцизов снижение демпфера окажет определенное влияние на рост оптовых цен. Но насколько они повысятся и в каких регионах – сейчас непонятно. Сегодня лишь четвертый биржевой день на топливном рынке – первые два дня цены росли, вторые – снижались.
В целом же демпферный механизм работает, а его пересмотр предусмотрен Налоговым кодексом РФ. Российским обывателям ждать скачков цен на бензоколонках, какие наблюдались в 2018 году, не приходится. А свои внутренние проблемы с оптовыми ценами игроки рынка решат самостоятельно или с помощью государственных регуляторов", - заключает Евгений Аркуша.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+