Отсутствие договоренности президента РФ Владимира Путина и белорусского главы Александра Лукашенко о стоимости нефти связано с предстоящей предвыборной кампанией в Минске, рассказал ФБА "Экономика сегодня" независимый эксперт по Белоруссии и Евразийскому союзу Дмитрий Болкунец.
Президент Белоруссии рассказал, почему до сих пор Минск и Москва «не договорились по нефти». Основная причина отсутствия консенсуса, по мнению Александра Лукашенко, заключается в том, что Россия пытается продать нефть по цене выше мировой.
«Официальная статистика говорит об обратном – Россия предлагает нефть Белоруссии по цене явно ниже. Будь стоимость выше – Минск бы не покупал нефть, ведь это не выгодно. Белоруссия – это страна, которая проводит многовекторную внешнюю политику, и она имеет право приобретать нефть по той стоимости, которая кажется ей привлекательнее. Например, у других стран», – рассказал эксперт.
Напомним, в 2019 году Александр Лукашенко несколько раз встречался с Владимиром Путиным, Дмитрием Медведевым и российскими чиновниками. Но так и не договорился об условиях поставок нефти в Белоруссию. На сегодняшний день известно, что поставить нефть в Белоруссию в полном объеме сможет группа «Сафмар».
«На фоне этих событий президент Белоруссии напоминал о желании Литвы протянуть руку помощи в обработке трех млн тонн нефти, а также намекнул на поддержку Украины. Но альтернативные источники не так просто найти», – добавил Дмитрий Болкунец.
Что предлагали на самом деле
В 2019 году «Газпром» согласился подписать контракт на два месяца с сохранением прежней цены на газ – 127 долларов за тысячу кубометров. А годовой контракт не был подписан впервые в истории белорусско-российских отношений.
Также Россия предлагала сохранить цены и условия прошлого года и на нефть, а Белоруссия настаивала на компенсации за российский налоговый маневр, которой так и не смогла добиться за прошлый год. Убытки от российского налогового маневра в правительстве Белоруссии оценили в 10 миллиардов долларов. Но о компенсации российская сторона предлагает вести речь только после унификации налогового законодательства.
«Поставки нефти на Мозырский и Новополоцкий нефтеперерабатывающие заводы встали. Предприятия снизили загрузку мощностей до 30% и продолжали работать на запасах. В то же время Белоруссия прекратила экспорт, чтобы обеспечить потребности внутреннего рынка. Спасательный круг белорусскому «Нафтану» бросили две компании: «РуссНефть» и «Нефтиса»», – рассказал Болкунец.
Однако важно понимать, что российские цены белорусская сторона, как упоминалось экспертным сообществом неоднократно, сможет получить лишь после того, как будет создано полноценное единое экономическое пространство.
Белоруссия в ожидании лучшего
Предполагается, что Белоруссия занимает сейчас выжидательную позицию ради попытки добиться стоимости на уровень ниже той, которая была установлена. Это касается цен на нефть и газ. Но, как известно, Россия точно не намеревалась менять цены на ресурсы в большую сторону.
«Возможно, президент Белоруссии медлит с подписанием дорожных карт, а именно тридцать первой, и переходом на финишную прямую интеграции государств ради лучших условий. Однако Москва и так пошла на уступку, заключив новый газовый контракт со старыми ценами на уровне 2019 года», – напомнил эксперт.
Тридцать первая карта, о которой не раз упоминала белорусская сторона, по словам премьер-министра Российской Федерации Дмитрия Медведева, содержит идею создания наднациональных органов власти, единой валюты и единого эмиссионного центра.
Президент Российской Федерации, напомнил Дмитрий Болкунец, говорил о том, что Москва готова уступить Белоруссии в ценах на нефть и газ при условии подписания всех дорожных карт Минском.
«Первые лица России напрямую упоминали, что субсидирование Белоруссии невозможно без достижения итоговой интеграции. Теоретически, белорусская сторона по каким-то причинам не готова к проведению окончательных переговоров. Череда различных заявлений сейчас только отодвигает момент интеграции. Но неготовность главы Белоруссии достичь соглашения с Российской Федерацией может сказаться на его политической стабильности», – предположил Дмитрий Болкунец.
Летом 2020 года в Белоруссии должны пройти президентские выборы. Соответственно, считает эксперт, глава государства сформировал себе внутри страны образ «защитника независимости» и именно в этом ключе будет вести избирательную кампанию, что также может замедлить окончание интеграции.