Политолог Марселу Безерра рассказал ИА «Реалист», почему бразильские военные отказались от строительства на своей территории базы США и придерживаются нейтралитета в венесуэльском вопросе
Жаир Болсонару и военные. Фото: DPA
Правительство президента Жаира Болсонару, авторитарное и ультраправное, в какой-то мере ослабляет демократические достижения бразильского общества и ставит под угрозу свободное функционирование некоторых бразильских общественный институций. Это заметно прежде всего в политике в области образования, культуры, окружающей среды и прав человека. Но это не означает, что цель Болсонару состоит в том, чтобы нарушить демократический строй и установить диктатуру в стране. Бразильская демократия переживает серьезные испытания, но ее столпы не находятся под угрозой.
Несмотря на некоторые камни преткновения, особенно импичмент президента Дилмы Руссефф, бразильское общество и его институты прошли в последние десятилетия значительный процесс укрепления. Это прослеживается в функционировании Национального конгресса, независимости судебной власти, деятельности политических партий, а также в силе союзов трудящихся и организаций, представляющих гражданское общество. Уничтожение конституционного порядка не было бы лёгкой задачей. Политические реакции были бы крайне серьезными как на внутреннем уровне, так и со стороны международного сообщества.
Фото: plataformamedia.com
Другим ключевым аспектом является и тот факт, что бразильская армия неоднократно заявляла о своей приверженности демократии и уважению конституционного порядка. Антидемократическую и идеологизированную риторику Жаира Болсонару далеко не всегда разделяет военная элита.
Два эпизода во внешней политике, например, продемонстрировали противодействие военных лидеров предложениям Болсонару, которые бы противоречили конституционным нормам и бразильской внешнеполитической традиции. Первым эпизодом стала категорическая оппозиция идее возможного открытия военной базы США в Бразилии. А второй произошел во время обострения кризиса в Венесуэле, когда бразильские военные исключили любое участие в возможной военной интервенции США в соседнюю страну.