Сегодня исполняется 20 лет с того момента как США вернули Панаме контроль над жизненно важным межокеанским Панамским каналом.
31 декабря 1999 года ровно в полдень президент Мирейя Москосо впервые поднял над зданием администрации канала панамский красно-сине-белый флаг. Вся нация ликовала, получив наконец суверенитет над каналом после того, как им 85 лет управляли США, которые построили и открыли этот межокеанский маршрут в августе 1914 года.
Двадцать лет спустя главной угрозой для 80-километрового канала между Атлантическим и Тихим океанами, через который проходят в основном американские, китайские и японские торговые суда, стали регулярные засухи, вызванные изменением климата.
"Последствия изменения климата вполне очевидны для Панамского канала", - предупреждает его администратор Рикаурте Васкес. Исторически рекордный дефицит осадков привел к понижению уровня воды в озерах, которые питают канал, и "задача состоит в том, чтобы найти решение этой проблемы в течение следующих 50 лет", - пояснил он.
-- Неопределенное будущее --
По данным Администрации Панамского канала (AПК), дефицит осадков в 2019 году достиг 27 процентов (по сравнению со средним показателем). Кроме того, за последние десять лет температура озера Гатун, главного источника воды для наполнения канала, увеличилась на 1,5 градуса по Цельсию, что вызывает значительные потери воды за счет испарения.
Это означает, что в этом году канал получил лишь три миллиарда кубометров воды вместо 5,2 миллиарда кубометров, необходимых для его нормальной работы.
"Изменение климата уже бьет по нам. По моему мнению, это главная угроза, нависшая над каналом", - сказал бывший администратор Хорхе Кихано.
Чтобы исправить ситуацию, Панама изучает возможность использования других пресноводных ресурсов, таких как подземные воды, или опреснение морской воды, или даже строительство водохранилищ. Но это дорогостоящие и сложные решения, которые могут сократить доходы Панамы от эксплуатации канала - почти 1,8 миллиарда долларов в 2019 году.
Между тем, администрация канала опасается, что судовладельцы предпочтут другие морские маршруты, в обход Центральноамериканского перешейка, например - через Суэцкий канал, который, по данным АПК, снизил свои расценки за право прохода на 60%.
Кроме того, глобальное потепление, вследствие которого происходит таяние полярных льдов, может открыть, "особенно на севере, новые конкурентоспособные морские маршруты", - сказал агентству AFP Фелипе Чапман, заместитель директора консалтинговой компании Indesa.
-- Коммерческий трафик падает --
Панамский канал был расширен в 2016 году, но по мере замедления мировой экономики его коммерческая загрузка падает. Эта ситуация "не зависит от усилий Панамы и формируется из-за консолидации азиатских экономик, особенно Китая", - сказал советник министра экономики Панамы Орасио Эстриби.
До недавнего времени около пяти процентов мировой торговли проходило через Панаму, но сегодня эта цифра сократилась до 3,5%, - сообщает администратор. Тем не менее, канал обеспечил рекордный доход в 2019 финансовом году, получив около $3,37 млрд в виде сборов за проход, предоставление услуг и продажу электроэнергии с ГЭС. При этом через канал прошло 450,7 млн тонн товаров.
Но основной объем мирового торгового трафика переместился в Азию и Европу, - сообщает Администрация канала.
"Вы должны понять, чем закончится противостояние в торговле между Соединенными Штатами и Китаем", - говорит Кихано. "По мере возвращения производства на запад из Азии маршрут через Панаму становится все менее привлекательным."