Банки, включая Wells Fargo, Citigroup Inc., PNC Financial Services Group Inc. и CIT Group Inc. имеют в собственности сотни тысяч железнодорожных вагонов, которые перевозят уголь, зерно и другие товары в Северной Америке. Это необычное направление бизнеса для банкиров, которые обычно ориентируются на более традиционные кредиты и депозиты, когда то было костылем при выходе из ямы кризиса. Теперь эта уютная ниша стала дикой головной болью.
Весьма умеренный спрос на железнодорожные перевозки и изменения на товарных рынках сделали его слабым местом в коммерческом кредитовании.
В 2008 году банки избавились от многих своих виртуальных направлений бизнеса после кризиса, и приобрели сотни тысяч вагонов для сдачи их в аренду для различных коммерческих целей. Взамен они получали стабильный поток доходов. Но и сюда кажется прокрался полярный лис.
"Отрасль страдает", - сказал Дэвид Нахасс, президент Railroad Financial Corp., которая консультирует железные дороги и арендодателей. "Арендные ставки снижаются, и нет никакой надежды улучшения."
CIT подсчитал, что арендные ставки упали в 2019 году на 5% по сравнению с прошлым годом. GATX Corp., небанковский лизингодатель, заявил, что ставки на некоторые вагоны упали примерно на 20% в третьем квартале по сравнению с годом ранее.
По данным Ассоциации американских железных дорог (AAR), крупные железные дороги пытаются использовать меньшее количество вагонов, чтобы сэкономить деньги и теперь почти 400 000 железнодорожных вагонов находятся на хранении.
Спад был особенно острым для некоторых типов железнодорожных вагонов, например поставки угля катастрофически упали с 2011 года, сообщает ААР. Энергетические компании, участвующие в гидроразрыве пласта, начали использовать другой тип песка, что делает тысячи вагонов для песка устаревшими, сказал Патрик Маццанти, оценщик вагонов и бывший банкир. Кроме этого, новые правила означают, что многие нефтяные цистерны должны быть модернизированы, сказал г-н Маццанти.
"Это худшая ситуация в отрасли, которую я видел за свои 30 с лишним лет в отрасли",- сказал он.
Теоретически железнодорожные лизинговые подразделения в крупных банках, как правило, являются малой частью массивного баланса, и их показатели не раскрываются в публичных отчетах. Их относительный размер теоретически предполагает, что даже серьезное бедствие вряд ли вызовет серьезную проблему. Но этот бизнес очень неудобен и критичен внутри высокорегулируемого банка, когда на поверхность всплывают финансовые манипуляции. Например, когда в 2016 году вылезли манипуляции Wells Fargo с вагонами, принадлежащими Мексике и вся финансовая деятельность холдинга оказалась под микроскопом надзорных органов.
В целом этот бизнес работает не очень хорошо, говорят люди, знакомые с этим вопросом, отчасти потому, что значительное количество вагонов сильно изношены или построены для транспортировки угля. Избавится от вагонов в этом году банкам не удалось. В то же время расходы на содержание и на техническое обслуживание только растут.
Википедия говорит, что 400 000 вагонов это два комплекта грузовых вагонов ОАО "РЖД"
А тем временем "неQE" на прошлой неделе составило 203$ млрд и ФРС оповестило, что для всех желающих приготовило на следующую неделю еще 260$ млрд "неQE"