Объемы больше законтрактованных?
Украинский эксперт, специалист по энергетике из киевского Бюро анализа Сергей Дяченко уверен, что газовые договоренности находятся на минимальном «пределе». К примеру, 40 млрд кубометров для местной ГТС являются технологическим порогом, то есть ниже этой цифры не просто нецелесообразно транспортировать, а даже опасно. Так что соглашение, прекратившее «газовую войну», конечно хорошо в сложившихся реалиях, но не более.
Было бы меньше, наша газотранспортная система просто не смогла бы функционировать
- отмечает он.
Михаил Гончар
Но надежда на увеличение прокачки есть, отмечает специалист, поскольку, скорее всего транзит будет даже больше, нежели планировали изначально «Газпром» и «Нафтогаз». Все дело в том, что американские санкции серьезно заблокировали «Северный поток-2» и российской стороне придется использовать мощности украинского энергетического коридора для удовлетворения спроса на Западе с целью выполнения контрактных обязательств.
В Москве не избавились от желания «обнулить» украинский транзит. Но мы пять лет продержались, уже считай победа
- резюмировал киевский эксперт.
Все же «продешевили»?
На данный момент Россия, выполняя взятые на себя обязательства, уже выплатила «Нафтогазу» 2,9 млрд долларов по «Стокгольму». Первый шаг сделан именно в Москве. В Киеве обещали отступиться от 12 миллиардного иска к «Газпрому» и согласиться на 40 млрд транзита в год. Вот тут некоторые специалисты уже сожалеют о предварительных договоренностях по новому контракту.
Эти условия директор киевского центра глобалистики Михаил Гончар называет «кабальными»: Россия дала слабину под давлением европейских партнеров Украины, отчего нужно было требовать больше.
Во-первых, нет уверенности в прокачке тех же 40 запланированных млрд, во-вторых, отказ от иска на 12 млрд – это собственно, огромный риск и нецелесообразное решение
- говорит Гончар.
Фактически, с его слов, в Минске и Берлине у «Нафтогаза» была прочная позиция, нежели у «Газпрома», но ее переговорщики растеряли. Резюмируя, аналитик отметил, что в конечном итоге выиграли все, кроме Кремля.