Американский доллар остается в качестве мировой резервной валюты, и его сложно лишить этого статуса, особенно Китаю, поскольку юань не является свободно конвертируемой валютой. Попробуйте конвертировать доллары в юани, например, в Paypal. Таких вариантов просто нет. Платежи от западных покупателей китайским продавцам, в частности, через PayPal осуществляются только в долларах.
Это сложная тема, поскольку Китай – единственная страна, имеющая прямую связь с Министерством финансов США для осуществления покупки долговых инструментов США, минуя сомнительные связи ФРС с ее прожженными первичными дилерами. Это делается для того, чтобы регулировать глобальные торговые отношения Китая через стоимость его валюты, которая несколько привязана к доллару, избегая таким образом сомнительных схем Федеральной резервной системы.
В результате «торговой войны» Китай позволил курсу юаня снизиться против доллара США, что стало предупреждением для Трампа. Китай надеется, что более слабый юань компенсирует последствия тарифов, подобно тому, как США «вооружили» доллар, введя санкции и тарифы против Китая. Из-за того, что суммы столь огромны, Китай, скупивший много американских долгов и зависящий от экспорта своих товаров на Запад, оказался загнанным в угол.
До сих пор Китай был счастлив тем, что мог строить города-призраки и создавать высококачественную инфраструктуру вместо того, чтобы взрывать на поле битвы в бесполезных войнах свои денежные резервы, как это делают другие.
Китай может сократить свою зависимость от американского доллара, сделав юань свободно конвертируемым, выбрав в качестве первого шага включение юаня МВФ в СДР. Затем Китай мог бы сократить свои внешние долговые обязательства США, но вопрос в том, куда эти деньги пойдут … где государство сможет хранить свои миллиарды или даже один триллион излишков, если не в долларах США? Это приводит Поднебесную в состояние некоей растерянности.
Трамп создает впечатление, что он готов отказаться от всего в торговом противостоянии с Китаем, чтобы поставить точку в вопросе о гегемонии США.
А какой выбор есть у Китая в этой войне? У Пекина есть еще один вариант. В этом сценарии Китай может частично поддержать юань золотом, точно так же, как когда-то Швейцария частично поддерживала швейцарский франк золотом (40% были снижены до 25% в 1997 году), пока не появилась угроза превращения его в мировую резервную валюту, бросающую вызов американскому доллару к 1999 году.
Произошло следующее: швейцарский франк стал настолько «сильным» по отношению к другим валютам — и доллару США – что пострадала швейцарская промышленность.
Вернемся к возможностям Китая переопределить юань частичной поддержкой золота: если юань продолжит падать по отношению к доллару, должно быть достаточно времени для введения такой поддержки. Китаю придется раскрыть свои истинные золотые запасы и заявить, к примеру, о поддержке юаня на 10% от своих золотых запасов.
Наряду с универсальной конвертируемостью юаня, при переходе к 10-процентной поддержке золотом Китай станет магнитом для всех валютных трейдеров, поскольку возьмет на себя обязательства поддерживать стоимость своей валюты в то время, когда доллар США находится в процессе продолжающегося и ускоряющегося спада и девальвации. Это наиболее важный аспект, который заставляет тех, кто обслуживает систему, удивляться тому, что даже частичная золотая поддержка юаня очень быстро подорвет доллар США.
Проблема заключается в том, что частичная поддержка юаня золотом может повлиять на мировую экономику и привести к тому, что китайские деньги – уже не просто валюта, когда частично обеспечена золотом — сильно укрепятся по отношению к доллару и, возможно, даже достигнут со временем соотношения 3 к 1, тогда как в настоящее время юань имеет соотношение 7 к 1.
Такой шаг подорвет американский доллар, но также нанесет ущерб Китаю и, возможно, даже приведет к социальным волнениям в стране. Это было бы фундаментальным изменением, когда Китаю пришлось бы стать похожим на США, полагаясь больше на импорт вместо экспорта; полагаясь на то, что двигать экономку будут «потребители» и войны, как это происходит в США.
До сих пор частичная золотая поддержка юаня, бросающая вызов царствующему доллару, не укладывается в сознании китайских лидеров, несмотря на бессмысленные торговые провокации, высокомерное подталкивание дракона и вмешательство в дела Гонконга, в котором участвуют США. Таким образом, шансы на частичное обеспечение юаня золотом в ближайшее время не выглядят обнадеживающими…
Даже в результате финансового краха американских рынков в 2008 году иностранные фонды убежали к «безопасным» казначейским долговых инструментам США, хотя именно долговые инструменты в первую очередь вызвали этот крах. Перспектива того, что кто-то свергнет доллар с постамента глобальной резервной валюты, пока выглядит сомнительной. Пауэлл и другие экономисты говорят, что у доллара осталось еще не менее пятидесяти лет господства.
Однако с учетом того, что Соединенные Штаты находятся на монетарном пути уже пятьдесят лет, идея о том, что США могут сохранить свое господство в мировой валютной системе еще на пятьдесят лет, кажется в лучшем случае маловероятной.