В июне нынешнего года Международный Олимпийский комитет (МОК) обнародовал данные о том, что на тот момент поступления от взносов спонсоров Токийской Олимпиады превысили 3 миллиарда долларов. Это самая большая сумма, полученная от спонсорства за всю историю Олимпиад, и по сравнению с предыдущими олимпийскими играми она выросла в три раза.
Изначально среди спонсоров Олимпиад выделялось четыре категории. К наиболее высокой из них принадлежат организации, называющиеся «Мировыми олимпийскими партнерами» (Worldwide Olympic Partner), или «Топ-партнерами» (Top-partner). Они имеют подписанные с МОК контракты. Таких корпораций и бизнес-организаций насчитывается 14. Среди них такие киты бизнеса, как Coca Cola, Intel и другие.
15 лет назад автогигант Toyota первым из автопроизводителей подписал контракт с МОК. Это был контракт на 10 лет. По нему концерн получал эксклюзивные права на использование своих автомашин в качестве официальных средств передвижения на Олимпиадах.
Toyota не раскрывает сумму контракта. Некоторые источники сообщают, что он составил около 2 миллиардов долларов, т.е. по 200 миллионов долларов в год.
Японский Олимпийский комитет тоже заключает контракты со спонсорами. Среди них есть «Золотые спонсоры» (Golden sponsor) — 1-ая категория, «Официальные спонсоры» — 2-я категория (Official sponsor) и «Официальный перевозчик» — 3-я категория (Official porter). Взносы у спонсоров разные. Но есть данные о том, что для спонсоров 1-ой категории они составляют 100-200 миллионов долларов, 2-ой — 60 миллионов долларов, 3-ей — 15 миллионов долларов.
В зависимости от категорий спонсоры получают разные права в плане рекламы. Как правило, спонсоры 1-ой категории имеют право размещения изображения своей продукции на фоне или рядом с фотографией или видеосъемками спортсменов-чемпионов, а спонсоры 2-ой и 3-ей категории таких прав не имеют.
Почему же на Токийскую Олимпиаду собрано так много спонсорских денег? Потому, что МОК в этом году отменил действовавшее до сих пор правило — «среди спонсоров могло быть по одному представителю какой-то одной отрасли бизнеса».
«Эти противные Токийские игры!», — восклицает один из авторов данной статьи профессор университета города Кобэ Хироси Огасавара.
«Из-за смягчения принципа „одна отрасль — одна компания" у бизнеса возникает мысль „а почему не попробовать и мне?". Именно поэтому сейчас спонсоры будущей Олимпиады буквально толпятся в очереди. Не думаю, что при этом они тщательно просчитывают соотношение „расходы — эффективность"».
Существовавшее ограничение «одна отрасль — один спонсор» имело целью защиту прав самих спонсоров. После снятия этого ограничения среди крупных спонсоров начался ропот. Один из руководителей компании 1-ой категории, спонсирующей Олимпиаду, поделился своими соображениями.
«Став спонсором этой Олимпиады, я понял, что даже внеся большой взнос, ты не получаешь соответствующих этим деньгам прав. По-прежнему действуют многочисленные ограничения со стороны МОК. В результате вся реклама компаний становится похожей одна на другую. Везде присутствует один лозунг „Мы помогаем Токийской Олимпиаде!". Накапливаются целые горы рекламы. Все, кто впервые участвует в спонсорстве Олимпиады, очень разочарованы», — рассказал он.
Другой собеседник — руководитель крупной финансовой компании — говорит: «Я решил не спонсировать эту Олимпиаду. Вносить 100-200 миллионов долларов — это очень дорого. Реклама на этой Олимпиаде будет в основном направлена на внутреннего потребителя. За размещение и демонстрацию рекламной продукции будут взиматься дополнительные средства. Поэтому я не вижу выгод от спонсорства Олимпиады».
В прошлом работавший заместителем экономического департамента крупнейшего информационного агентства «Киодо цусин» Нобуёси Оно рассказывает: «Можно ли добиться хорошего эффекта от денег, вложенных в Олимпиаду? Как убедить акционеров в будущей отдаче от расходов на рекламу? Ведь они спросят с тебя на ближайшем общем собрании».
И все же, главным акционером Олимпиады остается японский народ
Не только спонсорские средства будут поддерживать Токийскую Олимпиаду. Продажа билетов тоже даст около 800 миллионов долларов.
В целом из бюджета Олимпиады в 13,5 миллиарда долларов 6 миллиардов приходится на организационный комитет, еще 6 миллиардов дает мэрия, и 1,5 миллиарда поступают непосредственно из бюджета страны. Все это средства налогоплательщиков. Однако использованием только налоговых отчислений дело не кончается. Они идут в основном на прямые расходы на Олимпиаду, как, например, строительство нового Национального стадиона. Но бюджет несет на себе еще и значительные косвенные расходы, например, на обеспечение безопасности, дороги, транспорт. Они составят порядка 1,3 миллиарда долларов. Город Токио тоже понесет косвенные расходы в сумме около 8 миллиардов.
Если все это сложить вместе, то нагрузка на государственный бюджет составит порядка 2,8 миллиарда долларов, а город на самом деле потратит на Олимпиаду примерно 13 миллиардов. Таким образом, не ведая этого, главным спонсором Олимпиады станет японский народ.
При этом нельзя сказать, что эти деньги расходуются самым эффективным способом. Например, Токийская мэрия истратила около 23 миллионов долларов на специальное покрытие для трасс для марафона и спортивной ходьбы (оно должно было снижать температурный эффект от сильно разогретой поверхности). Но соревнования перенесли в Саппоро, и смысл потраченных средств пропал. То, что организационный комитет не смог противостоять давлению крупных американских теле- и радиоканалов, оплачивается из наших налогов.
Проблема любой Олимпиады состоит в том, что бенефициарами больших государственных расходов становятся крупные СМИ, получающие права демонстрации олимпийских событий, а также элита бизнеса и политики. Олимпиады приносят странам-организаторам лишь огромные расходы и социальные проблемы.
Газеты не будут помещать материалы с критикой Олимпиады
На Токийской Олимпиаде крупные СМИ впервые получают возможность становиться ее спонсорами. Иностранные наблюдатели в один голос говорят о том, что это создаст новые опасности для информационного пространства страны.
Вокруг Токийской Олимпиады накопились горы различных проблем. Почему же крупные СМИ обходят их стороной? Ответ прост: потому что многие из этих СМИ стали спонсорами Олимпиады. Газеты «Yomiuri shimbun», «Asahi shimbun», «Nihon Keizai shimbun» и «Mainichi Shimbun» — это спонсоры 2-ой категории. Газеты «Hokkaido Shimbun» и «Sankei Shimbun» — 3-ей категории.
Изначально «официальным спонсором» Японского олимпийского комитета являлась только газета «Yomiuri Shimbun», получившая этот статус еще в 2002 году. Скорее всего, тогда она преследовала цель занять некое монопольное место в числе крупных японских СМИ. Однако с разрушением порядка «одна отрасль — одна компания» примеру газеты захотели последовать «Asahi» и другие акулы японского газетного бизнеса. Все они начали считать монополию одного средства массовой информации недопустимой. В такой ситуации все крупные газеты Японии буквально «наступают себе на горло», чтобы не допустить никакой критики в адрес Игр. Все помнят о том, что в апреле 2016 года председатель Японского олимпийского комитета бывший премьер-министр страны Ёсиро Мори (82) сказал: «С теми, кто критикует Олимпийский комитет Японии, контракты подписываться не будут». Тогда газета «Tokyo Shimbun» была исключена из числа спонсоров. То есть все остальные крупные японские СМИ подняли «белые флаги» перед Японским олимпийским комитетом.
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.