Во всех странах Европы (а также во всех развитых странах мира) система скоростных платных дорог существует давным-давно. Вообще же первой страной, где в наше время открыли платную дорогу, стала Италия — 50-километровый участок магистрали под Миланом заработал еще в 1924 году. В 50–60-е годы прошлого века во Франции, Испании и других странах стартовало массовое строительство таких магистралей, но уже на основе концессионных отношений. Это позволило обеспечить быстрое развитие инфраструктуры без использования крупных государственных вложений. И вот десять лет назад первый платный участок дороги появился и в России. С тех пор открыто уже около 2 тыс. км таких магистралей. Много это? Мало?
На Питер
В ноябре 2019 года президент РФ Владимир Путин запустил движение транспорта по последнему, восьмому участку трассы М-11 "Нева" (Москва — Санкт-Петербург) и тем самым открыл дорогу в целом. Она стала одной из самых масштабных транспортных строек: работы стартовали еще в 2010 году и обошлись государству в 372 млрд рублей; еще 148 млрд рублей добавили частные инвесторы. Хватало при строительстве и проблем: в самом начале работы были приостановлены на год из-за протестов защитников Химкинского леса.
Кстати, та история послужила уроком строителям: теперь работа с местными жителями начинается еще до начала (!) стадии проектирования, чтобы избежать возможных конфликтов в ходе строительства. И пошла на пользу природе: в качестве компенсации было высажено свыше миллиона новых деревьев, а Химкинский лес очистили от бытового мусора.
Новая трасса протяженностью 670 км позволяет без проблем и с соблюдением скоростного режима проехать от МКАД до КАД за шесть — шесть с половиной часов — сам пробовал! Ограничение скорости — 110 км/ч (весной обещают увеличить до 130 км/ч), но большая часть потока идет быстрее, так как камер видеофиксации нарушений на трассе пока мало. Трасса по большей части имеет четыре полосы движения — по две в каждую сторону; шесть (и более) полос организовано лишь на подъездах к Москве и к Санкт-Петербургу. Что особенно приятно — магистраль освещена на всем своем протяжении.
При этом стоимость проезда — вполне щадящая: для легкового автомобиля она составляет 1,3–2 тыс. рублей (в зависимости от времени суток и наличия транспондера). Для сравнения: поездка по французским трассам А6 и А7 от Парижа до Марселя, 680 км, обойдется в €65, или 4,2 тыс. рублей.
Правда, у нашей дороги еще есть недоработки. Так, в Тверской области (на обходе Твери) платная магистраль прерывается и переходит в бесплатную М-10. Это — временное решение, связанное с тем, что этот участок не был изначально запланирован. Сейчас начинаются проектные работы, и новый, скоростной северный обход Твери может появиться уже через три-четыре года. На участках в Новгородской и Ленинградской областях (они сдавались последними) еще мало АЗС, расстояние между ними может достигать 70 км. При этом часть заправок — временные, контейнерного типа (всего два "пистолета", оплата только по карте); они размещаются на площадках отдыха.
В госкомпании "Автодор", которая отвечает за создание в стране опорной сети скоростных дорог, обещают построить и открыть более десяти АЗС в составе многофункциональных зон (с кафе, туалетами, зонами отдыха) в течение 2020 года. Есть пока проблемы и со стабильной сотовой связью, но в "Автодоре" клянутся организовать устойчивый прием голосового сигнала до конца 2019 года, а интернет — в 2020 году.
Кстати, уже по первым данным, скоростная трасса "Нева" перетянула к себе до 30% всего автомобильного транспортного потока между двумя столицами. В первую очередь ее выбирают коммерческие перевозчики, для которых важна скорость доставки грузов, и транзитные путешественники. Местные автомобилисты, естественно, предпочитают пользоваться бесплатными дорогами. Но это нормально, это — мировая практика. Главное, что у людей, как и положено по закону, есть выбор между платной (быстрой и комфортабельной) и бесплатной трассами.
Куда поедем
Сейчас в России всех дорог первой категории (скоростных автомагистралей) немногим более 5 тыс. км, что, конечно же, очень и очень мало. И для нормального развития экономики (для сравнения: в Европе средняя скорость перемещения грузов — около 800 км/сутки, у нас — едва ли 300), и для нормальных поездок по стране. Про развитие туризма я вообще молчу. Пока заработал лишь коридор "Север — Юг" (трассы М-11 "Нева" и М-4 "Дон"), но для полноценной работы нужно еще ввести в строй Центральную кольцевую дорогу (ЦКАД). Это случится, по планам, через год-два.
Трассы, обеспечивающие движение на запад (М-1 "Беларусь") и юго-запад (М-3 "Украина"), пока с транспортным потоком справляются, но скоростными их можно назвать с очень большой натяжкой — им не помешает серьезная реконструкция (что тоже запланировано). Но на самом деле в ХХI веке нужна новая концепция развития опорной сети автодорог России, отличная от той, что складывалась веками, когда все дороги вели к Москве и все грузы перемещались по стране тоже через столицу.
Госкомпания "Автодор" разработала такую концепцию, рассчитанную на 15 лет вперед. Впервые планируется построить хордовые магистрали в обход столицы; они пройдут по направлениям Санкт-Петербург — Ярославль — Пермь и Саратов — Тамбов — Псков. Появится трасса от Набережных Челнов через Екатеринбург, Омск в Новосибирск. Общая протяженность скоростных магистралей увеличится с 5 тыс. до 17,6 тыс. км (к 2035 году). Причем до трети из необходимых для такого масштабного строительства средств могут выделить частные инвесторы.
Но это, что называется, дальние планы. Есть и более конкретные, уже воплощенные в строчки бюджетов и первые проекты. Так, первый участок новой скоростной магистрали М-12 Москва — Казань, как рассказал вице-премьер РФ Максим Акимов на заседании правительственной комиссии по транспорту, начнут строить уже летом 2020 года. Причем одновременно с двух сторон — стартует строительство участка от Москвы до Владимира (с обходом Балашихи, Ногинска и, собственно, самого Владимира) и обхода Тольятти с новым мостом через Волгу. Полностью завершить сооружение магистрали (включая участок, соединяющий трассу с переходом на границе с Казахстаном) планируется в 2027 году.
Тогда же полноценно начнет действовать международный транспортный коридор Европа — Западный Китай (наши трассы — его важнейшая часть). А далее скоростная магистраль Москва — Казань может быть продлена до Сибири — Тюмени, Омска, Новосибирска, Кемерово… Потом, надеюсь, будет и продолжение — до Хабаровска. Кстати, в ближайшие годы на востоке страны стартует строительство новой дороги между крупнейшими городами региона — Комсомольском-на-Амуре, Хабаровском и Владивостоком. Словом, в итоге на карте России появится магистраль, которая свяжет Санкт-Петербург и Дальний Восток. Красота!
Но и это еще далеко не все: активно будут строиться дороги и на юге России. До 2030 года на базе существующей сети появится магистраль Дербент — Махачкала — Грозный — Нальчик; она будет примыкать к трассе М-4 "Дон", минуя Краснодар. Будут реконструированы и расширены дороги от Волгограда через Астрахань в Грозный и, возможно, дальше — до грузинской границы и Тбилиси. И вдоль черноморского побережья тоже должна пройти новая скоростная дорога — от Сочи до Новороссийска как минимум. Иначе как развиваться курортной зоне?
Фантастика, скажете вы? Именно так выглядят пока многие перспективные проекты. Но на некоторые средства уже зарезервированы; целый ряд магистралей уже "прописаны" в "дорожной" части комплексного плана развития и расширения магистральной инфраструктуры (это, напомню, национальный проект с перспективным финансированием в 6,3 трлн рублей). В него входят: международный коридор Европа — Западный Китай (он состоит из М-11, ЦКАД, М-12 Москва — Казань, ответвления в сторону Самары, Оренбурга до границы с Казахстаном), а также обходы 12 городов.
Причем, чтобы сразу было понятно: новая опорная сеть будет состоять не только из платных трасс, но и бесплатных дорог федерального и регионального назначения. Однако планируется, что основные дороги, в первую очередь те, что составят коридор Европа — Западный Китай, будут платными.
Если говорить о тех механизмах, которые будут использованы при строительстве скоростных дорог, то упор будет делаться на концессии и государственно-частное партнерство (ГЧП).
В результате, по расчетам специалистов "Автодора", грузы и пассажиры от границы с Белоруссией до границы с Казахстаном смогут доехать за 18 часов, а от Екатеринбурга до черноморского побережья — за 22 часа.
Как платить
Сегодня в России действует, возможно, одна из самых прогрессивных систем оплаты проезда по скоростным дорогам (сужу по собственному опыту, ведь пришлось поездить по самым разным трассам в Европе, США, Китае…). Принимаются наличные, банковские карты; более миллиона пользователей уже обзавелись транспондерами — бесконтактными приборами, позволяющими не только проезжать без остановки через ПВП (пункты взимания платы), но и серьезно сэкономить на оплате.
Между прочим, крупные перевозчики все чаще выбирают именно платные трассы не только из-за высокой скорости доставки грузов, но и потому, что плата за проезд практически не отличается от суммы сборов системы "Платон". А когда есть выбор — понятно, в какую сторону его делать.
В 2020 году планируется запустить первые участки ЦКАД. И там будет работать "открытая" система сбора платы, или "свободный коридор". Никаких тебе шлагбаумов и пунктов взимания платы, только камеры, которые считывают данные транспондеров и снимают таксу за проезд с личного счета. В Европе подобные системы только-только тестируются, а у нас обещают запустить сразу. Сразу после того, как Госдума примет поправки в КоАП и введет новый штраф за попытку проехать бесплатно по платной дороге. Планируется, что он составит 2,5–5 тыс. рублей. Увы. Без этого никак нельзя. Для сравнения могу только сказать, что в Европе штрафы за бесплатный проезд стартуют с суммы в €250, а в Италии для рецидивистов предусмотрено даже уголовное наказание.
Только цифры
По состоянию на январь 2018 года общая протяженность автомобильных дорог в России составляла 1 507 750,6 км. Из них с твердым покрытием — 1 млн км. В целом плотность автомобильных дорог в России невысока и составляет примерно 88 км на 1000 км2. Но различия между регионами огромные: если на Дальнем Востоке — 14 км на 1000 км2, то в Центральном федеральном округе — 538. А в Московской области плотность дорог практически как в Германии! При этом пятая часть федеральных дорог работает в режиме перегрузки. А длина всех скоростных автомобильных дорог (технические категории 1A и 1Б) — как уже отмечалось, около 5 тыс. км, что составляет… 0,27% от общей протяженности автомобильных дорог в Российской Федерации.
Для справки. В Китае общая длина скоростных дорог — 143 тыс. км (или 2,7% от общей протяженности дорог в стране); в США — 108 тыс. км (1,6%); в Испании — 17 тыс. км (2,5%); во Франции — 12 тыс. км (1,1%); в Бразилии — 11 тыс. км (0,6%). По количеству автодорог в России наблюдается "жуткое отставание", считает директор Института экономики транспорта ВШЭ Михаил Блинкин. И если в США и Европе сеть равномерно распределена по территории страны, в России основные трассы сосредоточены вокруг столицы. "Нам нужны совершенно иные темпы строительства, — уверен профессор Блинкин. — В Китае ежегодно вводится не меньше 5 тыс. км скоростных дорог, у нас — в лучшем случае 400 км. Перемены необходимы".
Сейчас планируется увеличить темпы строительства в несколько раз. Они должны составлять не менее 1000 км в год
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» #3 написал: popka (25 декабря 2019 00:24) Статус: |
Очень интересно как будет организован "свободный коридор" для автомобилей иностранной регистрации. Главное чтобы не так как в Беларуси где по факту сначала при вьезде со стороны границы стоит рамка считывателя транспондера,а уже через 300 метров - пункт их продажи. Те без нарушения стоимостью 100 евро проехать невозможно.
Вообще это очень опасная тенденция переводить всё безальтернативно на оплату личными кабинетами, транспондерами и прочими вещами доступными только после регистрации и заключения договора. Получается что без регистрации проехать по международной трассе невозможно. Для транзитных туристов это вообще неприемлемо. Понятно что есть альтернативы, но на платную трассу можно выехать например по ошибке не имея при этом договора и транспондера (имею ввиду в первую очередь туристов) и должна быть всё-таки возможность оплатить наличными в том числе. А иначе - свернул не туда по ошибке - и только нарушать, развязки-то спроектированы зачастую так что съездов в сторону может уже и не быть.
В этом плане у меня 2 крайне негативных примера - Белоруссия с их платными дорогами "только с транспондером". И Севастополь в котором платную парковку в центре оплатить наличными зачастую невозможно (при том что установлены паркоматы, но они не принимают наличные а только карты, причем в Крыму например мои украинские карты не принимаются (да и некоторые российские, был свидетелем как туристы из Пензы не смогли оплатить своей картой) Короче тут недоработки присутствуют значительные
» #2 написал: Verban (24 декабря 2019 22:34) Статус: |
Трасса Дон из всех платных участков скоростной только маленький кусочек на объездной Воронежа разрешенная скорость движения 130 +20=150. а между Воронежем и Краснодаром везде 90 и за что платим? Где скорость.
» #1 написал: Дарветер (24 декабря 2019 19:46) Статус: |
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+
Статус: |
Группа: Эксперт
публикаций 0
комментариев 1069
Рейтинг поста:
Вообще это очень опасная тенденция переводить всё безальтернативно на оплату личными кабинетами, транспондерами и прочими вещами доступными только после регистрации и заключения договора. Получается что без регистрации проехать по международной трассе невозможно. Для транзитных туристов это вообще неприемлемо. Понятно что есть альтернативы, но на платную трассу можно выехать например по ошибке не имея при этом договора и транспондера (имею ввиду в первую очередь туристов) и должна быть всё-таки возможность оплатить наличными в том числе. А иначе - свернул не туда по ошибке - и только нарушать, развязки-то спроектированы зачастую так что съездов в сторону может уже и не быть.
В этом плане у меня 2 крайне негативных примера - Белоруссия с их платными дорогами "только с транспондером". И Севастополь в котором платную парковку в центре оплатить наличными зачастую невозможно (при том что установлены паркоматы, но они не принимают наличные а только карты, причем в Крыму например мои украинские карты не принимаются (да и некоторые российские, был свидетелем как туристы из Пензы не смогли оплатить своей картой) Короче тут недоработки присутствуют значительные
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 156
Рейтинг поста:
Статус: |
Группа: Эксперт
публикаций 5
комментарий 2251
Рейтинг поста: