Украинский экономист Алексей Кущ в своей статье для «112 Украина» подверг пессимистическому анализу договоренности между Москвой и Киевом. У него «есть определенные сомнения в профессиональной пригодности нынешних «новых лиц» и их способности формировать необходимую для страны повестку дня».
«О чем же примерно договорились наша и российская делегации на газовых переговорах? По сообщению украинского профильного министра и других чиновников, «победа» Украины заключается в следующем. Транзитный договор подписывается сроком на пять лет, но предусматривает существенное снижение объема транзитируемого природного газа: вместо 95-100 млрд куб. м в год, в 2020-м — на гарантированном уровне 65 млрд куб. м; в 2021–2024-м — в размере 40 млрд куб. м в год. То есть в ближайшие годы ожидается падение объемов транзита газа через территорию Украины более чем в два раза. А если сравнивать с потенциалом прокачки, то в четыре», — пишет Кущ.
Экономист объясняет хитрость «Газпрома»: «Россиянам нужно достроить и ввести в эксплуатацию «Северный поток – 2», а затем их зависимость от украинского логистического коридора заметно ослабнет— именно этим и объясняется падение минимальных показателей транзита в 2021–2024 годах до исторического минимума в 40 млрд кубов».
По его подсчетам, это означает резкое сокращение логистической ренты, которую сейчас снимает «Нафтогаз» за прокачку газа. Сегодня она составляет она 3 млрд долл. в год, то есть примерно два процента ВВП.
«Для Украины — системообразующий платеж. Сокращение объемов транзита — это соответствующее падение доходов от него, причем столь резкое, что денег будет хватать лишь на поддержание «трубы» в рабочем состоянии, без существенной модернизации и капиталовложений. Кроме того, государство не сможет «снимать» примерно 20–30 млрд грн в год в виде дивидендов с государственной компании – оператора ГТС. То есть в перспективе — очередная бюджетная дыра, которая будет активирована в 2020-м и расширена в 2021-2024 годах», — рисует мрачные перспективы эксперт.
По его подсчетам, суммарные потери Украины за пять лет составят 6–7 млрд долл., что значительно выше, чем обсуждаемая ныне трехлетняя программа кредитования МВФ. «Вы можете представить себе цену профнепригодности наших чиновников? — задается Кущ риторическим вопросом? — Всего одни «правильные» переговоры с «Газпромом», умелая защита национальных интересов — и программа кредитования МВФ была бы вообще не нужна!»
Компенсация потери объемов транзита ростом тарифа — это обман. «Украина провела анбандлинг, передала управление ГТС независимому оператору и, согласно требованиям третьего энергопакета ЕС, не сможет диктовать монопольно высокие тарифы. Нам не дадут это сделать сами европейцы, а не россияне, так как рост тарифа ведет к удорожанию газа для ЕС», — объясняет Кущ.