Очень неплохой (главное образный) взгляд на пик нефти для чайников и, особенно "зеленых криптобесов". Автор известен на АШ по статьям в моем блоге: "Пик дизеля подкрался" и "Продолжение темы пика дизеля", которые вызвали повышенный интерес. Сам автор пишет на испанском, перевод на английский появился намедни на известном портале PeakOil.
Есть ли у нас серьезные проблемы с нефтью или нет? Что такое пик нефти?
Кривая Хабберта, которая показывает теоретическую добычу из одной нефтяной скважины или из всех нефтяных скважин в мире.
В дискуссиях постоянно возникает путаница между ресурсами и добычей. В современном мире существуют огромные, можно сказал, немеренные ресурсы жидких углеводородов (более подходящее название, чем нефть, поскольку там содержится много разнообразных субстанций, которые не полностью эквивалентны). Если мы взглянем только на традиционную сырую нефть, то ее будет достаточно для обеспечения текущего потребления в течение примерно 30 лет.
Если мы включим сверхтяжелую нефть (битум), то ресурсов будет достаточно, чтобы покрывать текущее потребление в течение столетия.
Если мы включим ресурсы, содержащиеся в глинистых породах (например, сланцевая нефть, добываемая с использованием фрэкинга), то ресурсов будет достаточно для обеспечения текущего потребления в течение более двух столетий.
Интуитивное заключение: с нефтью проблем нет или, по крайней мере, они не серьезные. Правильно? Но так видят СМИ.
А какова реальность?
Реальность такова, что не имеет значения, сколько нефти может быть в недрах, имеет значение скорость, с которой вы можете ее извлечь. Другими словами, какой будет добыча? Представьте, что вы испытываете жажду и хотите выпить немного воды. Я говорю вам, что есть стакан воды.
Возможность #1: есть стакан, полный воды. Вы берете и пьете. Это то, что мир делал с нефтью с 19-го века до 1970 г.
Возможность #2: вода распределена по гладкой поверхности. Вы берете соломинку и с гораздо большим усилием, чем в предыдущем случае, вам удается утолить жажду. Это то, что мир делал с нефтью с 1970 года до 2000 гг.
Возможность #3: вода смешана с песком. Вы должны нагреть песок в водонепроницаемом контейнере, сконденсировать воду, а затем подождать, пока остынет. Процесс не идеален, часть воды навсегда останется в песке, часть потеряется, поскольку будет выходить в виде газа на конце трубки или испаряться из стакана. Поэтому можно восстановить только 2/3 количества. Более того, процесс действительно медленный и создает много тепла, поэтому вы будете чувствовать еще большую жажду. Это то, что мир делал с нефтью с 2000 по 2010 гг.
Возможность #4: нет жидкой воды, но я говорю вам, что вы можете сконденсировать ее из воздуха. Это очень медленный и неэффективный процесс, но вы хотите пить, и вам нужно где-то найти воду. Проблема в том, что вы продолжаете пить, но относительная влажность в комнате падает. В воздухе все еще много воды, но с каждым разом она добывается все медленнее и медленнее. Вы могли бы построить мега-машину, чтобы "осушить весь воздух" за один раз, но у вас фактически нет ресурсов, чтобы сделать это. Так что на самом деле вы можете делать только то, соответствует вашим возможностям. Это то, что происходит с нефтью с 2010 г.
Очевидно, что в реальном мире у нас есть смесь из 4 возможностей, от добычи простой нефти (возможность #1) до смехотворно дорогой добычи нефти (возможность #4). Но со временем простые нефтяные месторождения истощаются, и мы остаемся с более сложными месторождениями.
Время от времени вы сталкиваетесь с экономистами, которые говорят вам, хорошо, это правда, но, инвестируя больше денег и улучшая технологии, эти месторождения (возможность #4) станут прибыльными и быстрыми. Это ложь. Проблема не в экономической рентабельности нефтяных месторождений, а в энергетической рентабельности (иными словами, сколько энергии приобретается на каждую затраченную единицу энергии). Если вы потратите больше энергии, чем вам удастся добыть, то забудьте об этом, эта добыча не будет энергетически выгодной и, следовательно, не будет экономически выгодной по очевидным причинам. Если вы получите только немного энергии, то добыча, безусловно, не будет экономически выгодной, поскольку существуют другие затраты. Чтобы добыча полезных ископаемых стоила того, вы должны получать гораздо больше энергии, чем тратите. А что касается технологий, то термодинамика устанавливает пределы выхода, заданные процессами, пределы, за которые вы не сможете выйти, а мы уже слишком близки к этим пределам. Нет больших улучшений, на которые можно надеяться (несомненно, будут улучшения, но они не будут большими).
Это ситуация, в которой мы находимся сейчас. Месторождения жидких углеводородов, которые у нас остались, имеют плохое качество, и из них трудно добывать нефть. По этой причине добыча нефти не увеличится сейчас, а, вероятно, резко упадет в ближайшие несколько лет. Нефть не закончится через 30, 100 или 200 лет. Что произойдет, так это то, что с каждым годом у нас будет меньше доступной нефти. Ситуация похожа на человека, которому постоянно снижают зарплату. Сначала он получал $2000 в месяц и у него все было хорошо. Затем зарплата упала до 1800 в месяц, но все было в порядке. Зарплата упала до 1600, но началось раздражение. Зарплата продолжала снижаться и далее, но человек никогда не прекращал получать свою заработную плату. Но с теми получаемыми деньгами жизнь становится все сложнее и сложнее. Это наша ситуация: с каждым годом наша энергетическая заработная плата будет становиться все меньше и меньше, и нам придется учиться жить с меньшими затратами.
Не ожидайте точки разлома, ситуация не изменится радикально за одну ночь, скорее будет постепенное падение, но и не совсем медленное. Будут времена со сбоями, с более резкими падениями, но в целом процесс будет достаточно равномерно проходить в течение десятилетий. Однако, в любом случае, предстоящее десятилетие будет весьма критическим. Итак, если вы поняли, нам действительно нужно беспокоиться о проблеме ресурсов.