Очередные ограничения России в отношении украинского импорта показывают, что Киев продолжает зависеть от торговли с нашей страной – считает доцент кафедры экономической безопасности РАНХиГС Павел Грибов.
Украина продолжает зависеть от торговли с Россией
Российское правительство расширило перечень товаров, ввоз которых запрещен в Россию с территории Украины. Теперь ограничения налагаются на крахмал, глюкозу, фруктозу, радиаторы и котлы центрального отопления.
В 2018 году торговый оборот между Россией и Украиной вырос с 12,86 млрд долларов до 14,98, причем украинская доля во внешней торговле нашей страны сохранилась и составила 2,2 процента. Примечательно, что Россия здесь выступает в роли нетто-экспортера по той причине, что российский экспорт товаров и услуг на Украину вырос с 7,9 до 9,5 млрд долларов, а импорт с 4,9 до 5,5 млрд.
Кроме того, можно вспомнить структуру двусторонней торговли России и Украины, где с российской стороны основу составляют энергоресурсы, от которых украинцы не смогут отказаться, несмотря на все свои «реверсы» и прочую политическую демагогию.
Поэтому Россия здесь показывает своим украинским партнерам, что в их интересах нормализовать отношения с Россией и пойти на компромисс по главным вопросам, поскольку, в противном случае, Украина не сможет восстановить свою экономику.
«Между Россией и Украиной до сих пор продолжается обмен техническими товарами, причем даже в контексте ограничений, поскольку он часто происходит через третьи страны – главным образом, это Польша и Белоруссия»,
- констатирует Грибов.
Как замечает эксперт, это происходит потому, что сразу разорвать все технологические цепочки невозможно, причем как в одну, так и в другую сторону, поэтому российские и украинские предприятия продолжают сотрудничать, пусть и в меньшем объеме, чем это было раньше.
«В основном, те санкции, которые вводились со стороны России, были адресованы против простых товаров. В то же время, несмотря на факт ограничений, Россия всегда показывала, что готова пойти на примирение с Украиной. Ситуация 2014 года оказала негативное воздействие на российскую экономику, но главные убытки понесла здесь Украина»,
- заключает Грибов.
Достаточно сказать, что украинская экономика в СССР была ориентирована на производство комплектующих, что вылилось в экспортную зависимость Украины от России после приобретения независимости. Эти технические товары имеют свою специфику и могут пользоваться спросом только в России, поскольку они соответствуют ГОСТам и требованиям российского машиностроения.
По этой причине, Украина и сегодня зависит от экспорта товаров в Россию, из-за чего любое ограничение бьет по украинской экономике, причем эти потери Киев не сможет компенсировать в среднесрочной и даже долгосрочной перспективах, учитывая реалии евроассоциации.
Без России украинская экономика не восстановится
«Политические особенности привели к тому, что сальдо внешнеторгового баланса Украины стало отрицательным, что, учитывая состояние украинской экономики, огромные долги и другие трудности, является для нее плохим сигналом»,
- резюмирует Грибов.
На самом деле, это стратегическая проблема Украины, которая является следствием Оранжевой революции. Последний раз торговый баланс у Украины был положительным в 2005 году, а затем правительство президента Виктора Ющенко занялось популизмом, набрало долги и увеличило потребление в стране, причем все это происходило во многом за счет льготных российских энергоресурсов.
С тех пор на Украине импорт товаров на сумму свыше 50 процентов от ВВП стал нормой, а вот что касается экспорта, тот данный показатель неуклонно падает в этой стране и составил в 2018 году 45,2 процента от ВВП при разнице в пользу экспорта в 8,6 процентов. Такое было только в тучные годы Януковича, т.е. в 2012-13 годах, но и тогда это привело к кризису украинской экономической политики, к известному займу у России в 3 млрд долларов, а также к политическим брожениям, которые в итоге вылились в Майдан и госпереворот.
«Украина нашла определенный сбыт своей высокотехнологичной продукции в Китае, но проблема для украинцев заключается в том, что в Пекине воспринимают эту страну не как партнера, а как, прежде всего, источник советских технологий»,
- констатирует Грибов.
По словам Павла Геннадьевича, украинский экспорт машиностроительной продукции в Китай представляет собой ограниченное по времени явление, а так главной проблемой Украины является то, что в этой стране с 1991 года не создали ничего нового.
«Поэтому украинцам нечего предложить зарубежному рынку кроме советских технологий. Это куда большая проблема и куда более актуальная проблема, поскольку у Украины нет на сегодняшний день экспортных вариантов кроме России»,
- заключает Грибов.
Если бы украинцы могли бы решить свои ассортиментные проблемы с экспортом, то не было бы ни Майдана, ни госпереворота, а в таких условиях новым украинским властям в 2014 году пришлось гробить свою страну ради личных меркантильных выгод.
В результате 2014 года, энергетическая зависимость Украины от России только выросла, многие предприятия закрылись, появились долги, с которым эта страна просто не сможет рассчитаться, а половина трудоспособного населения Украины теперь трудится за границей.
«Украинцы давно работали за границей, поскольку там и до 2014 года не было нужного количества нормальных рабочих мест, просто если раньше они работали в России, то теперь потоки сдвинулись в Польшу, где у них плохие условия»,
- резюмирует Грибов.
Дмитрий Сикорский